Ну что ж, господа, продолжим наше замечательное нытьё и страдание ностальгией по японской анимации. В этот раз рассмотру будет подвергнут такой, на мой взгляд, интересный жанр (ещё бы, один из любимых), как Космическая Опера.
И так, что мы должны видеть? Правильно: бескрайние просторы солнечной системы/галактики/вселенной/выбирать соразмерно эпичности. Короче, там, где не ступала нога человека, но это уже другая история. Да, господин Кокрейн?
А вот далее начинается сложный момент. Таких аниме полно! Но не все из них можно назвать космооперой. Так что давайте заранее определим границы. Жанр космоса должен превалировать. К чему, собственно я? К тому, что достаточно сложно определить границу, где заканчивается то, что интересует нас и начинается меха, ибо частенько данные разделы анимации идут рука об руку. В общем, на мой взгляд, у нас должна превалировать сама идея бескрайнего космического пространства, а не крутых роботов, сгинающих супостатов в бараний рог. Так что проведём границу где-нибудь в районе макросса и надесико и добавим, пожалуй гандам, который хоть и махровая меха, на ряду с мазингером являющаяся родоначальником жанра, но обладает, как ни странно, элементарным набором космической физики вроде инерции и теории эллипсов.
И так, с чего же мы начнём? Да всё с того же 1974 года, с тех же граблей! Уютненький вротартик как-бы напоминает нам, что Мацумото, Нисидзаки и их Ямато были не только основателями канона космических аниме, но и задавателями современного канона аниме в принципе. Прямая цитата: "«Ямато» был первым аниме-сериалом современного типа - с многослойным сюжетом, непростыми персонажами, нетривиальной картиной мира и прочими причиндалами." Что ж, поверим на слово. Персонажи получились действительно яркими и многогранными, сюжет захватывающим и интересным, а исполнение гармоничным и последовательным.
И вот тут мы как раз видим несколько интересных моментов. Во первых, космос звучит. Физики заливаются горючими слезами. С одной стороны, реализм это конечно хорошо, но с другой, это пожалуй единственный космоляп, помимо коротких дистанций боя и видимых медленно летящих лазеров, который я категорически желаю видеть в фильмах и мультиках. Ибо с ними красочнее и интереснее. Вот скажите, как бы вам понравилось? 2 звездолёта на экране стоят друг напротив друга, притом второй выглядел бы как ещё одна звёздочка. У первого внезапно без всяких на то причин в полной тишине раскаляется броня и оплывает пара башенок. Тут камера переносится ко второму кораблю и мы видим, как у него в полной тишине лопается корма, вспышка и один раскалённый остов. Смерть может и красочная, но ведь гораздо интереснее смотреть на свист бластерных орудий, видеть как луч любви с хлопком проходит под внезапно окрасившееся защитное поле и со скрежетом распарывает броню, поражая системы и выкидывая посредством разгерметизации наружу всякий мусор вроде людишек и недоеденных ими в столовой бургеров. И при этом мы будем наблюдать такую красоту в реальном времени, лицезрея оба корабля, летящие на расстоянии буквально вытянутой руки друг от друга!
Впрочем, мы слегка отдалились от основной темы. Второй канон космической оперы (именно сам элемент слова "опера") положил следующий нас пациент. Если ямато был полон пафоса (в хорошем смысле этого слова) вооружённых сил (отдавание чести, дуэльные поединки кораблей и истребителей, офицерский долг и прочая красота), то Toward the terra пошла по другому пути.
В те времена жанр комооперы и антиутопии набирал обороты среди американской литературы. И вспомним те же гаттаки, фаренгейты, оруллы, дюны и прочие саги форкоссиганах. С одной стороны мы видим насквозь прогнившую систему людей-из-пробирок, тотального контроля над разумом людей, уничтожение деффектных и неугодных (как в последствие выяснится, деффектные гены специально не исключались программой селекции, дабы решить, уродство это или новый виток эволюции), с другой честь империи, некую элиту, дворян и, конечно же, красивые воодушевляющие речи, ясные взоры, пламенные сердца и длинные плащи. Ни в коем случае не подумайте, что я насмехаюсь. При просмотре пересьёмки терры 2007 года, а в последствии и оригинала 1980-го, меня не покидало такое тёпло-горькое ощущение, что я нахожусь хоть и в грустной, жестокой и трагичной, но тем не менее красивой, благородной и открытой сказке. Это было потрясающее чувство, когда сквозь грязь и прах, продирается росток или через отвратительные сернистого цвета тучи просачивается луч солнца.
Что в итоге получается. Макросс, как первый так и большинство последующих, страдает несколькими минусами. Характера у ГГ нет, разве что в зачаточном состоянии (Исключение: Басара из Макросс Севен), его баба так же никто и ни о чём, но она БЛИН ПОЁТ. Поёт так много и так попсово, что если на первых сериях тебя прикалывает вся эта мясорубка под добренькие песнепляски, то ближе уже к концу хочется РАЗБИТЬ УЖЕ К ФЭЙ ВОНГАМ СОБАЧЬИМ ЭТИ ГРЁБАННЫЕ КОЛОНКИ ОБ МОНИТОР! Впрочем, нет худа без добра. Взамен мы получили весьма приятных, адекватных и интересных персонажей второго-десятого плана. Вспомним того же бабника/алкоголика/аса Роя Фокера, вспомним уберпафосного капитана, нагло слизанного с ямато и доведённого до гротеска. Не обойдём стороной и злобных, воинственных, но при этом до смешного наивных зентради, с ужасом и восхищением взирающих на страшное оружие землян - "культуру". Так что, в целом макросс весьма неплох. Скажем спасибо режиссёру Исикава Нобору.
Между всем этим делом, да и после него вышло также некоторое количество проектов. Это были как большие, великие саги по типу Харлока, Героев галактики, Звёздного герба/флага и Галактического Экспресса, так и достаточно проходные, хоть и весьма интересные, порой гениальные проекты вроде Звезды изгоев, Бибопа, Рувиуса, Их было 11, Героев пяти планет и так далее вплоть до Космокрейсера Надесико и Титании. Единственное, что отмечу, опять же всё о том же господине Исикаве, что в героях галактики и титании он явно схалтурил с космическими боями и зело переборщил с дворянскими декорациями и имперскостью.
Конечно, параллельно развивался и жанр углублённой космической НФ с кучей матана, реальной физикой космоса и прочими радостями жизни типа Хонеамизе, Планетес и той забавной штуки про фотонный парусник (Яндекс напомнил название. Один)
Итак, что мы видим сейчас? Да в принципе ничего. Старые франшизы обрастают тоннами интересных и не очень продолжений, приквелов, филлеров и прочих пересьёмок. Изредко выходят новые проекты. Если не брать унылую однообразную меху, как мы договорились с самого начала, то космоопера пожалуй остаётся чуть ли не единственным жанром, где всё по прежнему достаточно чистенько, интересно и красиво. Конечно же, в семье не без :бип:, достаточно вспомнить соул линк (бессмысленные террористы на бессмысленной космостанции с бессмысленными персонажами, творящими бессмысленные действия ради бессмысленного конца), космопиратов (нет, не харлок, а к-он с бластерами. как и в к-оне, бластер - ненужный элемент антуража) и ту дикую лажу про студеноту, выносящую флот супостата на какой-то лоханке. Но в целом, если какой жанр и вызывает у меня доверие, так это космоопера.
Подведём итог. Жанр космооперы имеет древнюю историю и доставляет до сих пор. Скорее всего, правда, потому, что с ним работает мало людей, но людей умных и повёрнутых на качестве. Так что как новые вещи, так и ремейки/филлеры по старым вещам выходят редко, но процентах в 80-ти метко. Что ж, это был второй выпуск "нытья рефлексирующего олдфага", жду предложений по следующему жанру.
Комментарии (6)
22:51 19.11.14
13:53 19.11.14
12:40 19.11.14
04:39 19.11.14