Роман Грабовский Сегодня, мне бы хотелось обратить внимание любителей поэзии, на такое явление в искусстве средневековой Японии, как предсмертные стихи самураев (Дзисэй).
На самом деле, предсмертные стихи сочиняли не только самураи, но и миряне, монахи, учёные, это не было какой-то привилегией классового общества. С другой стороны, только самураи были обязаны в некоторых случаях совершать Харакири (сёпуку) – ритуальное самоубийство. Да и жизнь воина в средневековой Японии была мало предсказуема. Редко, кто из самураев умирал своей смертью. Видимо поэтому, предсмертные стихи самураев и заслужили отдельного упоминания в истории поэзии Страны Восходящего Солнца.
В далеком краю
Ухожу во глубины
Бездонной реки,
Не обняв напоследок
Любимой супруги стан.
(Фудзивара-но Норимоти)
Сама традиция Дзисей, скорее всего, пришла в Японию из Китая, вместе с буддистскими монахами. Монахи сочиняли подобные стихи перед смертью, что бы продемонстрировать ясность ума, ведь в отличие от самураев, жили они долго, и таким образом демонстрировали окружающим, что ещё не впали в маразм, а из жизни уходят в состоянии просветления.
С пустыми руками пришел
Я в этот мир, и босым
Ныне покину его.
Приход мой и мой уход
Случайно с миром совпали.
(Итикиё Кодзан, буддистский монах, наставник)
Так чем же нам, читателям, интересны предсмертные Дзисей самураев? Скорее всего, тем, что в последние мгновения жизни, человек заглядывает в самую глубь своей души, оценивает прожитые годы, и величественность происходящего. Дзисей, это послесловие жизни человека, и, от того, как он прожил эту жизнь, стих может быть и печальным, и с толикой юмора.
Взойдёт ли солнце,
Останется ль в небе луна,
Ах, уже всё равно…
(Масамунэ Акира)
Конечно, справедливости ради необходимо отметить, что многие дзисей писались заранее. А особенно ушлые самураи, заказывали их у известных поэтов. Но, это конечно издержки человеческого характера.
Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают,
Я ещё легче
С жизнью прощаюсь.
И всё ж, почему?
(Наганори Асано)
Как я уже писал выше, не только самураи писали предсмертные стихи. Ниже, приведены дзисей принцессы Ототатибана супруга принца Ямато Такэру. (ок. I в. н. э.) Женщина принесла себя в жертву морским божествам, дабы её муж, мог пересечь на лодке Токийский залив.
О, господин мой,
Стоявший там, на поле
В Сагами,
Среди жаркого огня,
В объятьях пламени!
Даже японские преступники, в последние мгновения жизни, обращались к поэзии:
Среди речных камней
Песок иссякнуть может,
Но в этом мире никогда
Грабители и воры
Не иссякнут.
(Исикава Гоэмон, легендарный разбойник, японский Робин Гуд)
Разные люди, перед смертью обращаются к различным образам. У всех нас, один конец, независимо от того, кем мы являемся. Как сказал Воланд, в известном произведении:
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер»
М.А. Булгаков
Не стоит ли нам, живущим в бешеном темпе современного общества, остановиться на мгновение, и задуматься о том, что мы сможем написать в своём дзисей?
В статье использованы некоторые материалы из книги Ольги Чигиринской "Предсмертные стихи самураев".
Комментарии (23)
22:18 12.02.16
16:45 11.02.16
16:05 11.02.16
15:58 11.02.16
15:47 11.02.16
15:33 11.02.16
15:20 11.02.16
15:20 11.02.16
15:06 11.02.16
13:40 11.02.16
03:19 11.02.16
01:23 11.02.16
01:22 11.02.16
01:17 11.02.16
01:14 11.02.16
01:13 11.02.16
01:13 11.02.16
01:10 11.02.16
01:03 11.02.16
00:55 11.02.16
00:52 11.02.16