Перечитывая «Точку отсчета»
«Мне надоела моя работа, и я живу с чувством стыда, но в нынешней Японии, скорее, было бы странно не чувствовать этого.
Я всю жизнь делал рисованные мультфильмы, и в последнее время стал понимать, что не умею гораздо больше, чем умею, но, тем не менее, я считаю, что встретиться в детстве с прекрасными мультфильмами – неплохой опыт. Говоря так, я отлично осознаю, что наша профессия – это бизнес, нацеленный на покупательскую способность детей. Каким бы совестливым я себя ни считал, надо признать: произведения, имеющие в основе визуальный ряд, стимулируют лишь зрение и слух детей, при этом отнимая у них часть того мира, который они должны открывать для себя самостоятельно, выходя из дома, ощущая собственной кожей и пробуя на вкус - это непреложный факт.
Это общество будет разбухать до тех пор, пока количественное увеличение не приведёт всё и всех к вырождению.
Сейчас в нашей профессии многие испытывают жизненные трудности.
Однако невозможно оправдать сделанное нами так, чтобы во весь голос закричать о своих тяготах. Наша работа прогнила насквозь.
Даже мой личный раскол ужасен. Отвернувшись от потока визуальных произведений, я изо всех сил пытаюсь делать хоть что-то приличное. Для этого и стараюсь рационализировать искусство, с которым иду по жизни. Я знаю себя: говорю, что ненавижу профессионалов, а на рабочем месте начинаю оценивать людей только по их таланту. Утверждаю, что не люблю рассказывать, но постоянно принимаюсь вещать об анимации. Кричу: «Сгинь, японское аниме!», а сам волнуюсь о безработных приятелях. Воплю: «Куда вы столько фильмов делаете?», после чего сам тут же начинаю разговор о новом проекте. Я знаю, что для создания в нынешней ситуации человечного произведения необходимо принять эту бесчеловечную повседневную жизнь, но сам естественным образом опускаюсь до состояния «человека работы».
И тем не менее, если допустить, что наша работа имеет смысл, что мы должны делать? Сидя в Токио, ничего не увидишь. Ничего не высмотришь, пытаясь ухватиться за ниточку, ведущую из мира телевидения или кино. Если не прилагать усилия создать такую точку зрения, которая позволить посмотреть вдаль, всё это так и закончится на уровне пробных раскопок.
Мой личный раскол – то же самое, что ярмо, от которого надеются избавиться зрители. Надо иметь волю удержаться. Вот поэтому мне ничего не остаётся, кроме как многократно возвращаться к своей точке отсчёта. »
Лекция в журнале «Японское кино», 7,
«Современное состояние японского кинематографа»
Издательство Иванами Сётэн, 1988 г., 28 января
Комментарии (12)
20:36 16.04.16
20:35 16.04.16
20:34 16.04.16
20:29 16.04.16
07:50 15.04.16
05:48 15.04.16
19:24 14.04.16
16:49 14.04.16
16:29 14.04.16
16:25 14.04.16
15:13 14.04.16