Вторая часть вот этого поста
Стоит отметить, что я люблю музеи с богатой историей, в них всегда есть, на что посмотреть.
Здание музея изначально было в собственности иваново-вознесенского фабриканта, мецената и коллекционера Д. Г. Бурылина. Страсть к коллекционированию передалась ему от деда, все коллекции которого перешли к нему по наследству. Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, что и легло в основу музеев. Замечу, что собирал он не только все, что связано с производством ситца, но и имел внушительные коллекции монет, одежды, книг, гравюр и прочих предметов быта и археологических находок.
Но побывать мне довелось именно в музее ивановского ситца.
На входе встретили вот такие поделки местных материц:
Дальше начинается непосредственно сама история. Был реконструирован первый стан для изготовления примитивных тканей. Далее по курсу работа одной из ивановских мастериц - карта мира, выполненная в довольно интересной технике (название, к сожалению, вспомнить не могу).
Самые первые ткани изготавливались изо льна. В то время он был самым доступным, его выращивали во многих регионах несмотря на то, что растение весьма капризно.
Основные этапы получения льняных тканей:
1. Сбор и получение льняной соломы
2. Вымочка льняной соломы
3. Производство первичной обработки
4. Сушка
5. Мятье
6. Трепание
7. Прядильные производства: получение пряжи
8. Ткацкое производство: получение ткани
9. Отделочное производство: отбеливание, окраска
После окрашивания льна следовала ее окраска. Красили в основном однородно, украшая одежду вышивкой.
Со временем льняным тканям пришли на смену ткани из хлопка. Ткани везли из Средней Азии, Китая, Пакистана, Индии и ряда других стран.
Стоит сказать несколько слов о новых способах окраски ткани. Узор набивали на ткань, используя специальные резные дощечки - манеры. Изготавливали их специальные мастера: чем сложнее узор, тем ценнее работа.
В то время стало серьезно ощущаться влияние востока на рисунки на тканях. На смену геометрическим и растительным узорам пришла эпоха "турецких огурцов" и всевозможные их комбинации. Узоры стали более сложными, иногда можно было даже проследить животные мотивы.
Для нанесения узора манерами использовали специальный стол. Для наилучшего результата манеры постукивали деревянным молотком, в буквальном смысле набивая рисунок на ткань.
Красители использовали натуральные. К примеру, для окрашивания тканей и пряжи в красный (бордовый) цвет использовались корни марены, в желтый - куркума и луковая шелуха, в оранжевый - хна. Но простое окрашивание держалось максимум 3 стирки, поэтому применяли варку тканей вместе со специальными веществами - закрепами.
Со временем станки усовершенствовались, производство приобрело фабричный формат. Вместо манер использовались большие металлические валы с выгравированным на них рисунком. На фото видны инструменты для гравировки.
Следующий зал был посвящен семье Бурылиных. На потолке была фреска с фамильным древом. Потолки низкие, вся не влезла в кадр.
Второй этаж посвящен Вячеславу Зайцеву, знаменитому модельеру и выходцу из Иваново. Но эту часть я опущу. Просто посмотрите на убранство музея.
Также у музея есть неплохая коллекция старорусских нарядов, она она уж больно размыто вышла на фото.
Свой рассказ хочу закончить вот таким вот фото ситцевого земного шара. Он символизирует масштабы производства: было выпущено столько десятков километров ткани, что ею можно было бы без проблем обернуть всю Землю.
Всем спасибо за внимание \0
Комментарии (25)
21:46 17.04.16
21:46 17.04.16
20:51 17.04.16
20:47 17.04.16
20:42 17.04.16
20:38 17.04.16
20:25 17.04.16
20:10 17.04.16
19:23 17.04.16
19:20 17.04.16
19:08 17.04.16
19:04 17.04.16
18:54 17.04.16
18:44 17.04.16
18:42 17.04.16
18:35 17.04.16
18:23 17.04.16
18:11 17.04.16
18:06 17.04.16
18:04 17.04.16
18:03 17.04.16
18:03 17.04.16