По заказу philosofoflove хочу поделиться своими впечатлениями от прочтения манги «Клеймор». От меня ей дана десятка, и, думаю, эта оценка вполне заслуженная. Но обо всём по порядку. И со спойлерами, куда ж без них.
С творчеством Норихиро Яги я знакома достаточно давно. «Легенда об ангеле», его дебютное многотомное творение 1992-2000гг. выпуска – одна из моих любимых историй. Что говорить, стиль рисовки и повествования в Легенде просто не может не радовать, и даже однообразный юмор выглядит свежо и глаз почти не режет. Автора вполне заслуженно можно назвать мастером своего дела. Комедия про ОЯШа, который совсем не ОЯШ удалась на ура.
Первая глава «Клеймор» была написана Ногихиро в 2001-2007 гг., почти сразу после Легенды, и принадлежит она абсолютно к другому жанру. Своё знакомство с этой историей я начала с аниме, да и то давным-давно, так что почти не помню деталей. Поэтому на днях на волне ностальгии и просмотра AMV за мангу взялась практически с чистой памятью, и впечатление от неё было свежим.
Сюжет
Не стану вдаваться в пересказ, выскажу только общее впечатление. Да, сам по себе сюжет банален, а концовка и вовсе была предсказуема с первого же флешбека о жизни Клэр. Молодые красивые девы-воительницы, их эпичная борьба со злом, использование одной и той же силы, но с разными мотивами, финальная битва против того самого врага, который почему-то пощадил ГГ в начале – одни из наиболее избитых клише. Хорошо хоть, что эти девы в школу не ходят и не проходят сейлор-трансформацию.
Однако при всей первоначальной шаблонности по ходу истории нам раскрывают множество деталей, что делает происходящее не таким скучным. Например, я оценила твист о том, что мир Клеймор не ограничен материком, на котором и происходит действо. Наоборот, это вовсе не материк, а островок, на котором испытывают оружие для войны между государствами. Клейморы вместе с йома – результат работы одной и той же Организации и нужны только для экспериментов, а простые жители – вообще мясо на убой. При этом не только среди девчонок плетутся интриги по свержению установленного порядка, даже среди наблюдателей есть вражеские шпионы, саботирующие работу и незаметно направляющие персонажей.
Приятно, что работа не сильно затянута. История закончена как раз там, где нужно: организацию развалили, своего врага ГГ победила, теперь можно и отдохнуть. Мне понравилось, что девушки даже не заговаривали о вмешательстве в дела материка, они просто хотят жить спокойно и не берут на себя больше, чем способны вывезти. Также порадовало, что клеймор часто практикуют тимворк, договариваются о стратегии и вообще всячески демонстрируют свой ум и боевой опыт.
Ещё хочется отметить, что добро и зло в манге весьма размыто. Все без исключения существа, с которыми приходится сражаться героям, имеют собственные ценности и мораль. Одни хотят есть, чтобы жить, другие желают хорошей жизни, у третьих в ходе трансформации поменялись ценности и наружу вышли все самые тёмные черты характера. Явственно подчеркнуто то, что измененные – уже не люди, у них иной тип мышления, который обычный человек едва в состоянии осмыслить.
Радует, что почти все действия имеют хотя бы слабенькое логическое обоснование. Тут претензий нет, Ногихиро постарался на славу. Хорошо, что автор не стал сильно вдаваться в любовную линию. Лаки и Клэр как бы и предназначены друг другу судьбой, и искали друг друга 7 лет, но в то же время заметна их обычная дружеская или братская связь. Ближе к концу их воссоединение и вовсе осталось за кадром, так что каждый может додумывать сцену в меру своей испорченности. Финал, когда эти двое вместе отправились в путешествие к Илене, лично меня умилил и оставил донельзя довольной.
К недочетам манги отнесу предсказуемость и некоторую размытость сюжета: часть событий можно было бы сократить или отыграть с уже имеющимися персонажами без ввода новых. Да, хорошо, когда нам показывают, как велик мир и как много в нём людей, как хрупки их жизни и велико горе оставшихся, это реалистично. Но для восприятия тяжело, особенно когда большинство девчонок отличается только прическами: их имена и характеры слабо запоминаются, а некоторые второстепенные персонажи слишком слабо описаны и воспринимаются как манекены и новое мясо на убой.
Также многие осуждают сверхсильного врага всей честной компании. Даже со счёта сбилась, сколько раз её валили, рубили и запечатывали, но девица всё равно умудрялась восстанавливаться и ещё подхихикивать над бедными превозмогающими. Согласна, это тяжело воспринимается, а оправдание, мол, она поглотила кучу йома + с самого начала обладала уникальными способностями, - не самое убедительное. Впрочем, это скорее не недочет, а придирка. Враг в подобных историях обязан быть сильным, иначе удовольствия от победы не будет. Впрочем, в итоге выяснилось, что она просто хотела умереть от рук достойной соперницы до того, как её сознание извратилось йома-паразитами.
Не хочу даже обсуждать вопросы физики, закон сохранения массы и то, как ненависть преобразуется в материю. Спишем это всё на художественное допущение + неизвестную нам природу сил йома. В конце концов, это – манга, а без зрелищности никуда, пора бы уже смириться.
Персонажи
Думаю, разбирать каждый образ и его достоинства с недостатками – слишком долгое занятие, так что скажу лишь о тех, кто меня зацепил.
Все клеймор у автора получились приятными. Похожие друг на друга как сёстры, девушки-воины общаются только со своими, регулярно убивают себе подобных, вечно балансируют на грани между монстром и человеком. Они все убедительны, от психопаток до легендарных героинь. Образы более чем разнообразны, каждая обладает собственным стилем и во внешности, и в сражениях. Увы, их иногда слишком много, я даже не пыталась запоминать имена. Сюжетно важные дамы всё равно периодически выкрикивают их во время битв, чтоб читатель не забыл и не запутался.
Кстати, чтоб вы знали: Хелена – главное солнышко всей Организации.
Бывшие клеймор, включая мужчин, так же сохраняют шарм. Образы диковатых загадочных и сильных созданий, которые гуляют сами по себе и очень опасны, всегда привлекают. Некоторые из них совсем безумны, некоторые явно наслаждаются открывшимися возможностями. Пробужденные, которые умудрились сохранить человеческую маскировку и частично мышление, вышли шикарно. Мне было интересно наблюдать за развитием их персонажей. За Дафом и Рифул я и вовсе наблюдала с умилением.
К Клэр, Терезе, Лаки и Присцилле претензий нет. Хорошие протагонисты, в плане продуманности звезд с неба не хватают, конечно, но держатся на достойном уровне. Связь между ними мне кажется реалистичной, как и их эмоции друг к другу. В свой мир они вписываются идеально. Уверенные в себе, не оглядывающиеся на мнение общества, желающие и способные защищать свои идеалы – они сильны и врезаются в память.
Вселенная
Выше я уже радовалась тому, что мир в «Клеймор» не ограничен пятачком, где обитают персонажи. Жаль, конечно, что нам не показали материк, не предоставили карт или схем, чтобы лучше понимать расположение мест и масштабы действа, но это не смертельно.Так как история фокусируется на похождениях асоциальных воительниц, быт и устройство городов мы тоже почти не видим. Очевидно, автор рассчитывает на устоявшиеся штампы: каждый читатель со стажем знаком с типичной средневековой деревней японо-европейского типа, с типичным же городом и вездесущими лесами, полями да заброшенными замками/базами. Несколько долгоживущих поколений клеймор обитают в одних и тех же условиях, никакого прогресса и улучшения не заметно. Я нахожу это недочётом.
Кроме того, хочу высказаться по поводу легенды о двух богинях, Терезе и Клэр. Это я тоже считаю абсолютно лишним и наигранным: бесполезный факт, не имеющий влияния на сюжет. Что это за девицы? Какая у них предыстория? Почему все им поклоняются? Есть ли ещё богини? Зачем придумывать обоснование для красивого имени и символичности ГГ и её сестры, которые и без того сильно связаны? Непонятно.
Ещё одной дырой является то, что обычные люди, терроризируемые йома, толком не заботятся о своей безопасности и не принимают мер по предотвращению нападения. Шевеление начинается всегда только по факту смерти. В то же время, введи они действующий патруль, учёт въезжающих и выезжающих в поселения, какую-нибудь проверку крови на предмет йома-паразитов – и проблема решена. Единственная самодеятельность поселян в деревне Присциллы – верх жестокости и слабоумия. Впрочем, в реальной жизни люди бы тоже согласились на такое: каждый ведь был уверен в своих родичах.
Хотя… что если Организация тайно проваливала попытки людей защититься и тормозила развитие народа, чтобы было где проверять клеймор и никто не сунулся за границы острова? Тогда всё логично. Жаль только, что не показано в деле и приходится додумывать.
Рисовка
Тут всё отлично. При всей похожести черт людей, и йома, и простые жители получились одинаково годно. Нет ни излишней показушности поз, ни деревянности. То, что автор увлекается единоборствами, дало свои плоды: девчата движутся так, как нужно, сражаются правдиво и умудряются при этом красиво выглядеть. Фона мало, но для повествования он особо не важен. Зацензуренные разрубленные тела, отсутствие сосков и мелких деталей, родинок и прочего – привычные мелочи жизни. В конце концов, манга старая. Пробужденные формы – прям вах. Я просто без ума от такой стилистики и за одни только причудливые образы готова возносить похвалы автору.
Общее впечатление
Честно говоря, я запомнила «Клеймор» как эдакий «Берсерк» для девочек, ибо манга достаточно хорошо сочетает в себе и средневековый шарм, и приличную жестокость, совсем как у шедевра Миуры. Сильные враги весьма похожи на апостолов, образы красивы и пугающе одновременно. Увы (а может, и к счастью), манга по-прежнему лайтовая, поэтому подано всё это великолепие мягко: отрубленные конечности можно приделать обратно или вырастить новые, ключевые персонажи почти не умирают и отделываются лишь легкими шрамами, вся жестокость и пожирание внутренностей остается за кадром. В итоге добро всегда побеждает, а зло плачет в углу и не отсвечивает. Плохо ли это? С точки зрения креативности - да. Но кому какое дело, если всё равно интересно?
Итог
С объективной точки зрения, мангу стоит оценить на 8 или даже 7 баллов из 10. Недочёты у неё есть, некоторые весьма существенные. Плюсов тоже много. На фоне того, чем нас потчуют сейчас, работа достойная. Нельзя не отметить, что автор за короткий период времени сгенерировал две абсолютно разные по жанрам и стилю истории, что требует немалого мастерства. К тому же, я человек падкий на ностальгию и эмоциональность сцен, так что с удовольствием порадовалась хэппи-энду. Как рисовальщик, кое-что взяла на заметку, насладилась сюжетными поворотами и эффектными моментами, кое-где и похихикала, и повосхищалась. В общем, для меня манга честно заработала десятку, которую я и поставила.
Комментарии (51)
14:54 25.12.17
14:24 25.12.17
10:56 25.12.17
07:07 25.12.17
23:49 24.12.17
20:09 24.12.17
19:36 24.12.17
19:29 24.12.17
15:00 24.12.17
15:00 24.12.17
14:53 24.12.17
13:51 24.12.17
13:41 24.12.17
13:15 24.12.17
13:14 24.12.17
12:38 24.12.17
12:33 24.12.17
12:21 24.12.17
12:18 24.12.17
11:39 24.12.17
11:23 24.12.17
11:19 24.12.17
06:30 24.12.17
05:19 24.12.17
05:09 24.12.17
20:25 22.12.17
14:54 22.12.17
14:53 22.12.17
14:53 22.12.17
12:03 22.12.17
11:31 22.12.17
11:10 22.12.17
11:09 22.12.17
18:58 21.12.17
18:23 21.12.17