Итак, начну, пожалуй, с того, что попала я на выставку
Хироси Сугимото
Небольшая справка о том, кто таков:
Хироси Сугимото родился 23 февраля 1948 в Токио, Япония. В 1970 Сугимото изучал политику и социологию в St. Paul’s University в Токио. Позднее изучал искусства и получил степень бакалавра в Колледже искусств и дизайна в Лос-Анджелесе. После этого Сугимото поселился в Нью-Йорке.
Чем славен:
Хироси Сугимото называют мировой звездой современного искусства. Художник, фотограф, архитектор, а в последние годы еще и автор-продюсер традиционных японских театрализованных представлений. По версии Таймс, он входит в ТОП-200 лучших художников ХХ века.
Так вот, довелось собственными глазами посмотреть и приобщиться. Выставка на самом деле небольшая, из серии "Диорамы" всего три фотографии, но зато - какие.
Огромного размера полотна словно поглощают зрителя, втягивают его в себя. Очень долго можно стоять и смотреть. Что я и делала. Красота невозможная. Мистерия. Жизнь превращается в смерть, а смерть - в жизнь.
И настолько это засело в голове, что потом искала дополнительную информацию и нашла интереснейшее интервью про творчество, жизнь и опять же про выставку. Много нюансов про возникновение идеи и рождение фотографии. Любопытный взгляд на то, откуда можно черпать вдохновение.
Реально, пищи для размышлений - хоть отбавляй.
Хироси Сугимото (на английском): Я не могу себя назвать прирожденным фотографом, я скорее решил стать концептуальным фотографом. И я сделал это.
И в 1975 году, когда я приехал в Нью-Йорк, я решил стать концептуальным художником, потому что на тот момент мне было интересно это направление. Мне также был интересен минимализм, и я решил стать и концептуальным художником, и художником-минималистом. И я думал, какое же медиа мне использовать? Какие средства? На тот момент мне казалось, что живопись уже себя изжила, а фотография не считалась высоким искусством. И я решил, что, пожалуй, стоит остановиться на фотографии, потому что мне хотелось, чтобы фотография стала высоким искусством и приобрела этот статус. Поэтому я могу назвать себя фотографом, который сделал себя сам.
RadioBlago: Выставка в Москве под названием «Прошлое и настоящее в трех частях» представляет самые известные серии фотографа: «Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи». Именно с них начался творческий путь Хироси Сугимото. Самая ранняя из представленных на выставке работа «Грифы и шакал» была сделана в 1976 году.
На следующий день после официального открытия экспозиции в рамках московской Фотобиеннале, Хироси Сугимото прочитал лекцию о своем творческом пути и ответил на вопросы слушателей. Фрагменты из выступления фотографа вы услышите сегодня в нашей программе.
Хироси Сугимото впервые увидел диорамы живой природы с чучелами животных в Музее естественной истории в Америке. Его поразило то, каким реалистичным может выглядеть пейзаж, если изменить угол зрения или взглянуть на него через объектив. Фотография белого медведя в 1976 году сделала Хироси Сугимото знаменитым. И так началась его карьера современного художника. Первое время зрителям казалось, что на снимках Сугимото настоящие животные. Его считали смелым репортером, который решился подойти так близко к диким зверям.
Но Сугимото не стремился запечатлеть действительность, его интересовал эффект, который создает фотоаппарат, превращая неживое в живое. По словам Хироси Сугимото, диорамы привлекли его внимание именно потому, что одновременно представляют собой и живое, и мертвое, высвечивая ту грань, которая разделяет жизнь и смерть. Тема жизни и смерти в творчестве Хироси Сугимото закрепилась навсегда и безотрывно присутствует теперь во всех работах и сериях.
Хироси Сугимото (на английском): И вот, представьте себе, мне было 24 года, и я начал делать эту фотографию. На тот момент я был таким человеком, который очень много мечтал, очень много грезил. И у меня были постоянные разные видения, похожие на галлюцинации. И я всегда искал ответа на вопрос: что такое реальность? И эти диорамы, которые я увидел в музее, потрясли меня, потому что они казались мне очень и очень реальными. Однако, это чучело животных, то есть, это уже мертвые животные. И мне хотелось представить свой собственный взгляд на реальность, тем более что реальность, которая меня окружала, казалась мне фальшивой.
RadioBlago: Хироси Сугимото признается, что всю жизнь не доверял полностью своим глазам и беспрерывно ощущал призрачность и неоднозначность окружающей действительности. Выбрав однажды в качестве инструмента или защитного щита фотоаппарат, художник исследует мир, в котором тесно переплелась жизнь и смерть. Работу над серией «Диорамы» Сугимото сравнивает с раскопками египетских гробниц. Не все расхитители сумели вернуться с богатством на поверхность, многие погибли в подземном царстве, пополнив ряды мумий. По словам Сугимото, фотографируя уже мертвую природу, он становится невидимой частью ее, проникая в несуществующий мир диорамы.
Хироси Сугимото снимает на камеру большого формата 8 на 10, используя максимально долгую выдержку. Получив возможность соединить в один кадр, сколько угодно долгий отрезок времени, фотограф придумал серию «Кинотеатры».
Хироси Сугимото (на английском): Это уже следующая серия, которая началась после того, как я стал работать над диорамами, и, поскольку я очень часто ловлю себя на том, что грежу наяву, для меня очень важно сформировать какую-то идею, какую-то концепцию в голове, именно от нее я отталкиваюсь в своей работе. Я не могу назвать себя фотографом, который постоянно ходит с камерой, ищет, что бы снять, эта идея или эта концепция сначала зарождается у меня в голове, а потом я ее воплощаю в реальность.
И как раз такой образ возник у меня. Я задумался, что если я сниму весь фильм одним кадром, то есть если фильм шел два часа, то пусть это будет кадр на два часа. Или на три часа. Мне хотелось просто оставить там камеру с открытой диафрагмой и посмотреть, что получится. И я представил себе, что, скорее всего, будет светящийся экран, который невозможно увидеть человеческим глазом, однако камера могла его передать.
RadioBlago: Каждый снимок Хироси Сугимото из кинотеатра включает в себя все кадры транслируемого фильма. С первыми секундами картины автор открывал затвор фотоаппарата и закрывал его только после окончания ленты. Такой прием принес неожиданный результат – светящийся белый экран поглотил не только все сюжеты из кинофильма, но и сделал невидимыми зрителей в зале. В центре фотографии только ярко-белый экран, от свечения которого едва видны очертания кинозала.
Хироси Сугимото (на английском): Нужно сказать, что у всех фильмов, которые демонстрируются на экране, разное качество света, например, если мы говорим об арт-хаусных фильмах, то там все время вот такая темноватая палитра, или если мы говорим о боевиках, фильмах в жанре экшн, и поэтому этот свет всегда отличается от фильма, который показывает. Если задуматься о фильме, то по сути дела, там 24 кадра в секунду на обычной кинопленке. И таким образом, в двух часах укладывается порядка миллиона, а то и больше изображений. Это огромное количество информации, огромный объем, который создает вот такой сверкающий свет.
RadioBlago: По словам автора, он не выбирал какие-то особые фильмы, чтобы сделать фотографию для своего проекта. В те годы, когда Хироси Сугимото придумал создавать такие кадры с длинной выдержкой, выбор был небольшой. Теперь, когда его старая серия «Кинотеатры» превратилась в новую – «Театры», Сугимото лично подбирает репертуар. Художник отыскивает заброшенные театры, устанавливает внутри полуразрушенных зданий проектор, запускает собственный фильм и затем ведет фотосъемку. В таких опустошенных местах Хироси Сугимото показывает, в основном, фильмы о катастрофах. На этот раз зрителей в зале нет, и свечение экрана озаряет лишь архитектурное строение, погибающее под властью времени.
Хироси Сугимото (на английском): Я начал работать над этими проектами, связанными с театрами и кинотеатрами в 1976 году, и на тот момент у меня просто не было выбора. И я должен признаться, что фильмы, которые в то время показывались в кинотеатре, были такими низкопробными, принадлежали к разряду В-, то есть это ужасные были фильмы, которые и смотреть, может быть, не стоило. И я сейчас как раз готовлю к публикации материалы, где будут перечислены все те фильмы, которые я снимал. И этот список будет включать очень большое количество фильмов, поэтому я вот сейчас как раз занимаюсь исследованием этого вопроса, и вскоре появится эта публикация.
RadioBlago: Пейзажи с изображением моря попали в творчество Хироси Сугимото из его детских воспоминаний – морские просторы сопровождали каждое путешествие мальчика на поезде из Токио. Однако зрителя, как считает автор, виды водной глади и воздуха должны отправлять далеко в прошлое – в те времена, когда природа еще не испытала на себе разрушительного воздействия цивилизаций.
Хироси Сугимото (на английском): В 1980-х годах я начал свою серию морских пейзажей. И для меня здесь очень важно передать видение древних людей, то есть то, какой видели природу древние люди, на какую природу они смотрели, какая природа их окружала. Потому что у нас уже очень много изменений. Однако, пожалуй, именно моря и океаны подверглись минимальным изменениям, и мы поэтому можем их лицезреть в первозданном виде.
У меня мое путешествие началось на Ямайке в Карибском море, в Австралии Тасманово море, это Черное море Турецкое побережье, это Боденское море в Австрии, чистая вода, это озеро в Канаде Сиперия, вы видите отражение полной луны на горизонте. И это тоже великие североамериканские озера, как белое небо переходит в белизну воды.
RadioBlago: Морские просторы на фотографиях Хироси Сугимото выполнены в точных геометрических пропорциях – кадр делится ровно пополам линией горизонта. В особо туманные дни плоскости неба и воды сливаются, а грань между ними исчезает. Как рассказал художник в одном из интервью, на подобные работы его вдохновило творчество Малевича.
Хироси Сугимото (на английском): Меня всегда интересовала связь природы с человеком, и поэтому я начал серию морских пейзажей. Для меня очень важно исследовать воду и отражать природу Японии в своих работах. И в 77-м году, когда я купил камеру большого формата, то я сфотографировал водопад.
И я надеялся, что смогу передать первозданность природы в этой фотографии, которая еще не тронута человеком.
И я надеюсь, что у меня получается найти вот этот диалог с духовностью природы и я могу услышать древних людей.
RadioBlago: Диалог жизни и смерти, реальности и иллюзии, экзистенциальный разговор человека с самим собой в творчестве Хироси Сугимото продолжается непрерывно вот уже более 40 лет, и пока автор не собирается останавливаться. Философские вопросы, которых касается художник, предлагая зрителю новый беззвучный образ, словно зависают во времени и пространстве, затягивая наблюдателя вглубь огромного черно-белого снимка.
Хироси Сугимото (на английском): И на самом деле я могу сказать, что меня больше всего интересует понятие времени, потому что, пожалуй, вот это понятие для меня является первостепенным. И вот эти три серии моих фотографий, о которых я рассказал, посвящены именно времени. Я использую камеру как своего рода машину времени, то есть для меня фотография и служит вот этим инструментом, с помощью которого я осмысляю время. Потому что я с помощью нее могу попасть еще в момент до сотворения мира. То же самое, возможно, можно сделать и в кино, однако вам потребуется 2-3 часа, а здесь это все сконцентрировано, сжато.
RadioBlago: О тех сериях, которые сейчас не представлены в Москве, художник рассказал в своей лекции. В последние годы Хироси Сугимото уделяет большое внимание архитектуре. Сначала как фотограф, который запечатлевает творения других разработчиков, а теперь и как проектировщик собственных зданий. Архитектурные, как и фотографические произведения Сугимото, не лишены загадки, минимализма и едва слышного разговора с вечностью.
Хироси Сугимото (на английском): И конечно же, многое изменилось с приходом эпохи модернизма, однако все равно существуют определенные каноны. И мне было интересно посмотреть на архитектора, на то, что было в его голове, когда он задумывал свои здания. И я хотел это тоже снимать своей камерой крупного формата, но мне очень хотелось, чтобы это были размытые изображения. И поэтому я специально не фокусировал.
И вот это намерено сделанные размытые, не резкие изображения, и вы, наверное, знаете, что на обычных камерах можно повернуть объектив и установить его на бесконечность. Однако моя камера, поскольку это камера большого формата, я могу это сделать дальше в два раза. Бесконечность в двойном размере.
И мне очень важно было передать вот эту призрачность, потому что архитектор борется с реальностью. А мне хотелось как-то сгладить каждую деталь так, чтобы они все растаяли. И мне хотелось, чтобы осталась лишь структура этой архитектурной композиции.
RadioBlago: О другой фотосерии мастера – изображение восковых фигур – был задан вопрос из зала. Автора не интересует фотография людей или живых животных, каждый снимок, появляющийся из его фотоаппарата должен отвечать концепции, рожденный в голове Хироси Сугимото. Потому и восковые фигуры – это в некоторой степени продолжение серии с диорамами, когда изначально безжизненное становится реально существующим.
(Этот отрывок переводит Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт музея.)
Хироси Сугимото (на английском): Это было похоже на то, как я работал с диорамой. Я снимал фигуры Наполеона и других исторических персонажей, и люди верили, что это действительно реальность, так же, как в диораме, они верили, что он снимал неандертальцев. И это вопрос – даже если тебе кажется, что это реальное, ты все равно понимаешь, что что-то не так и что твой глаз тебе врет. И это вообще то, что он все время пишет: «Я как бы живу в реальности, которой я не верю, это реально, это обманывающие объекты, вступающие в контакт с обманутыми зрителями». И много людей просили меня сделать портреты, а я вот им всегда говорил: «Сначала умрите, и потом я вас верну к жизни». Потому что концепт его с диорамой, он пишет, что очень просто: диорама – это остановленное время, это мертвое, я, когда снимаю, возвращаю этому иллюзию жизни. Я даю вторую жизнь. И это и есть задача. Может ли камера остановить время второй раз, сделать это живым. То же самое это и восковые фигуры, галерея знаменитая.
RadioBlago: Хироси Сугимото не только всемирно известный фотограф и художник, для знатоков он еще и крупный коллекционер. В его большом собрании предметы древности, метеориты, окаменелости, орудия труда и борьбы. Есть экспонаты, которые сохранились спустя 20 и даже 30 миллионов лет. Для того, чтобы покупать древнее искусство, Хироси Сугимото создает свое, современное. Он учредил фонд, в который передает свою коллекцию древностей, и утверждает, что это будет его последний проект в жизни. Художник признался, что к концу своих дней хотел бы достигнуть нулевого баланса – чтобы не осталось денег, только предметы искусства.
Хироси Сугимото (на английском): На самом деле, мои фотографии продаются по хорошим ценам, а мне нужно не много, мне нужно покупать себе еду и покупать хорошую пленку. На это мне хватает. Именно поэтому я решил, что могу тратить деньги, чтобы покупать искусство древних людей, не современное искусство.
Несмотря на то, что мои фотографии хорошо продаются, я все-таки стараюсь придерживаться такого нулевого баланса.
Взято отсюда
И в 1975 году, когда я приехал в Нью-Йорк, я решил стать концептуальным художником, потому что на тот момент мне было интересно это направление. Мне также был интересен минимализм, и я решил стать и концептуальным художником, и художником-минималистом. И я думал, какое же медиа мне использовать? Какие средства? На тот момент мне казалось, что живопись уже себя изжила, а фотография не считалась высоким искусством. И я решил, что, пожалуй, стоит остановиться на фотографии, потому что мне хотелось, чтобы фотография стала высоким искусством и приобрела этот статус. Поэтому я могу назвать себя фотографом, который сделал себя сам.
RadioBlago: Выставка в Москве под названием «Прошлое и настоящее в трех частях» представляет самые известные серии фотографа: «Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи». Именно с них начался творческий путь Хироси Сугимото. Самая ранняя из представленных на выставке работа «Грифы и шакал» была сделана в 1976 году.
На следующий день после официального открытия экспозиции в рамках московской Фотобиеннале, Хироси Сугимото прочитал лекцию о своем творческом пути и ответил на вопросы слушателей. Фрагменты из выступления фотографа вы услышите сегодня в нашей программе.
Хироси Сугимото впервые увидел диорамы живой природы с чучелами животных в Музее естественной истории в Америке. Его поразило то, каким реалистичным может выглядеть пейзаж, если изменить угол зрения или взглянуть на него через объектив. Фотография белого медведя в 1976 году сделала Хироси Сугимото знаменитым. И так началась его карьера современного художника. Первое время зрителям казалось, что на снимках Сугимото настоящие животные. Его считали смелым репортером, который решился подойти так близко к диким зверям.
Но Сугимото не стремился запечатлеть действительность, его интересовал эффект, который создает фотоаппарат, превращая неживое в живое. По словам Хироси Сугимото, диорамы привлекли его внимание именно потому, что одновременно представляют собой и живое, и мертвое, высвечивая ту грань, которая разделяет жизнь и смерть. Тема жизни и смерти в творчестве Хироси Сугимото закрепилась навсегда и безотрывно присутствует теперь во всех работах и сериях.
Хироси Сугимото (на английском): И вот, представьте себе, мне было 24 года, и я начал делать эту фотографию. На тот момент я был таким человеком, который очень много мечтал, очень много грезил. И у меня были постоянные разные видения, похожие на галлюцинации. И я всегда искал ответа на вопрос: что такое реальность? И эти диорамы, которые я увидел в музее, потрясли меня, потому что они казались мне очень и очень реальными. Однако, это чучело животных, то есть, это уже мертвые животные. И мне хотелось представить свой собственный взгляд на реальность, тем более что реальность, которая меня окружала, казалась мне фальшивой.
RadioBlago: Хироси Сугимото признается, что всю жизнь не доверял полностью своим глазам и беспрерывно ощущал призрачность и неоднозначность окружающей действительности. Выбрав однажды в качестве инструмента или защитного щита фотоаппарат, художник исследует мир, в котором тесно переплелась жизнь и смерть. Работу над серией «Диорамы» Сугимото сравнивает с раскопками египетских гробниц. Не все расхитители сумели вернуться с богатством на поверхность, многие погибли в подземном царстве, пополнив ряды мумий. По словам Сугимото, фотографируя уже мертвую природу, он становится невидимой частью ее, проникая в несуществующий мир диорамы.
Хироси Сугимото снимает на камеру большого формата 8 на 10, используя максимально долгую выдержку. Получив возможность соединить в один кадр, сколько угодно долгий отрезок времени, фотограф придумал серию «Кинотеатры».
Хироси Сугимото (на английском): Это уже следующая серия, которая началась после того, как я стал работать над диорамами, и, поскольку я очень часто ловлю себя на том, что грежу наяву, для меня очень важно сформировать какую-то идею, какую-то концепцию в голове, именно от нее я отталкиваюсь в своей работе. Я не могу назвать себя фотографом, который постоянно ходит с камерой, ищет, что бы снять, эта идея или эта концепция сначала зарождается у меня в голове, а потом я ее воплощаю в реальность.
И как раз такой образ возник у меня. Я задумался, что если я сниму весь фильм одним кадром, то есть если фильм шел два часа, то пусть это будет кадр на два часа. Или на три часа. Мне хотелось просто оставить там камеру с открытой диафрагмой и посмотреть, что получится. И я представил себе, что, скорее всего, будет светящийся экран, который невозможно увидеть человеческим глазом, однако камера могла его передать.
RadioBlago: Каждый снимок Хироси Сугимото из кинотеатра включает в себя все кадры транслируемого фильма. С первыми секундами картины автор открывал затвор фотоаппарата и закрывал его только после окончания ленты. Такой прием принес неожиданный результат – светящийся белый экран поглотил не только все сюжеты из кинофильма, но и сделал невидимыми зрителей в зале. В центре фотографии только ярко-белый экран, от свечения которого едва видны очертания кинозала.
Хироси Сугимото (на английском): Нужно сказать, что у всех фильмов, которые демонстрируются на экране, разное качество света, например, если мы говорим об арт-хаусных фильмах, то там все время вот такая темноватая палитра, или если мы говорим о боевиках, фильмах в жанре экшн, и поэтому этот свет всегда отличается от фильма, который показывает. Если задуматься о фильме, то по сути дела, там 24 кадра в секунду на обычной кинопленке. И таким образом, в двух часах укладывается порядка миллиона, а то и больше изображений. Это огромное количество информации, огромный объем, который создает вот такой сверкающий свет.
RadioBlago: По словам автора, он не выбирал какие-то особые фильмы, чтобы сделать фотографию для своего проекта. В те годы, когда Хироси Сугимото придумал создавать такие кадры с длинной выдержкой, выбор был небольшой. Теперь, когда его старая серия «Кинотеатры» превратилась в новую – «Театры», Сугимото лично подбирает репертуар. Художник отыскивает заброшенные театры, устанавливает внутри полуразрушенных зданий проектор, запускает собственный фильм и затем ведет фотосъемку. В таких опустошенных местах Хироси Сугимото показывает, в основном, фильмы о катастрофах. На этот раз зрителей в зале нет, и свечение экрана озаряет лишь архитектурное строение, погибающее под властью времени.
Хироси Сугимото (на английском): Я начал работать над этими проектами, связанными с театрами и кинотеатрами в 1976 году, и на тот момент у меня просто не было выбора. И я должен признаться, что фильмы, которые в то время показывались в кинотеатре, были такими низкопробными, принадлежали к разряду В-, то есть это ужасные были фильмы, которые и смотреть, может быть, не стоило. И я сейчас как раз готовлю к публикации материалы, где будут перечислены все те фильмы, которые я снимал. И этот список будет включать очень большое количество фильмов, поэтому я вот сейчас как раз занимаюсь исследованием этого вопроса, и вскоре появится эта публикация.
RadioBlago: Пейзажи с изображением моря попали в творчество Хироси Сугимото из его детских воспоминаний – морские просторы сопровождали каждое путешествие мальчика на поезде из Токио. Однако зрителя, как считает автор, виды водной глади и воздуха должны отправлять далеко в прошлое – в те времена, когда природа еще не испытала на себе разрушительного воздействия цивилизаций.
Хироси Сугимото (на английском): В 1980-х годах я начал свою серию морских пейзажей. И для меня здесь очень важно передать видение древних людей, то есть то, какой видели природу древние люди, на какую природу они смотрели, какая природа их окружала. Потому что у нас уже очень много изменений. Однако, пожалуй, именно моря и океаны подверглись минимальным изменениям, и мы поэтому можем их лицезреть в первозданном виде.
У меня мое путешествие началось на Ямайке в Карибском море, в Австралии Тасманово море, это Черное море Турецкое побережье, это Боденское море в Австрии, чистая вода, это озеро в Канаде Сиперия, вы видите отражение полной луны на горизонте. И это тоже великие североамериканские озера, как белое небо переходит в белизну воды.
RadioBlago: Морские просторы на фотографиях Хироси Сугимото выполнены в точных геометрических пропорциях – кадр делится ровно пополам линией горизонта. В особо туманные дни плоскости неба и воды сливаются, а грань между ними исчезает. Как рассказал художник в одном из интервью, на подобные работы его вдохновило творчество Малевича.
Хироси Сугимото (на английском): Меня всегда интересовала связь природы с человеком, и поэтому я начал серию морских пейзажей. Для меня очень важно исследовать воду и отражать природу Японии в своих работах. И в 77-м году, когда я купил камеру большого формата, то я сфотографировал водопад.
И я надеялся, что смогу передать первозданность природы в этой фотографии, которая еще не тронута человеком.
И я надеюсь, что у меня получается найти вот этот диалог с духовностью природы и я могу услышать древних людей.
RadioBlago: Диалог жизни и смерти, реальности и иллюзии, экзистенциальный разговор человека с самим собой в творчестве Хироси Сугимото продолжается непрерывно вот уже более 40 лет, и пока автор не собирается останавливаться. Философские вопросы, которых касается художник, предлагая зрителю новый беззвучный образ, словно зависают во времени и пространстве, затягивая наблюдателя вглубь огромного черно-белого снимка.
Хироси Сугимото (на английском): И на самом деле я могу сказать, что меня больше всего интересует понятие времени, потому что, пожалуй, вот это понятие для меня является первостепенным. И вот эти три серии моих фотографий, о которых я рассказал, посвящены именно времени. Я использую камеру как своего рода машину времени, то есть для меня фотография и служит вот этим инструментом, с помощью которого я осмысляю время. Потому что я с помощью нее могу попасть еще в момент до сотворения мира. То же самое, возможно, можно сделать и в кино, однако вам потребуется 2-3 часа, а здесь это все сконцентрировано, сжато.
RadioBlago: О тех сериях, которые сейчас не представлены в Москве, художник рассказал в своей лекции. В последние годы Хироси Сугимото уделяет большое внимание архитектуре. Сначала как фотограф, который запечатлевает творения других разработчиков, а теперь и как проектировщик собственных зданий. Архитектурные, как и фотографические произведения Сугимото, не лишены загадки, минимализма и едва слышного разговора с вечностью.
Хироси Сугимото (на английском): И конечно же, многое изменилось с приходом эпохи модернизма, однако все равно существуют определенные каноны. И мне было интересно посмотреть на архитектора, на то, что было в его голове, когда он задумывал свои здания. И я хотел это тоже снимать своей камерой крупного формата, но мне очень хотелось, чтобы это были размытые изображения. И поэтому я специально не фокусировал.
И вот это намерено сделанные размытые, не резкие изображения, и вы, наверное, знаете, что на обычных камерах можно повернуть объектив и установить его на бесконечность. Однако моя камера, поскольку это камера большого формата, я могу это сделать дальше в два раза. Бесконечность в двойном размере.
И мне очень важно было передать вот эту призрачность, потому что архитектор борется с реальностью. А мне хотелось как-то сгладить каждую деталь так, чтобы они все растаяли. И мне хотелось, чтобы осталась лишь структура этой архитектурной композиции.
RadioBlago: О другой фотосерии мастера – изображение восковых фигур – был задан вопрос из зала. Автора не интересует фотография людей или живых животных, каждый снимок, появляющийся из его фотоаппарата должен отвечать концепции, рожденный в голове Хироси Сугимото. Потому и восковые фигуры – это в некоторой степени продолжение серии с диорамами, когда изначально безжизненное становится реально существующим.
(Этот отрывок переводит Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт музея.)
Хироси Сугимото (на английском): Это было похоже на то, как я работал с диорамой. Я снимал фигуры Наполеона и других исторических персонажей, и люди верили, что это действительно реальность, так же, как в диораме, они верили, что он снимал неандертальцев. И это вопрос – даже если тебе кажется, что это реальное, ты все равно понимаешь, что что-то не так и что твой глаз тебе врет. И это вообще то, что он все время пишет: «Я как бы живу в реальности, которой я не верю, это реально, это обманывающие объекты, вступающие в контакт с обманутыми зрителями». И много людей просили меня сделать портреты, а я вот им всегда говорил: «Сначала умрите, и потом я вас верну к жизни». Потому что концепт его с диорамой, он пишет, что очень просто: диорама – это остановленное время, это мертвое, я, когда снимаю, возвращаю этому иллюзию жизни. Я даю вторую жизнь. И это и есть задача. Может ли камера остановить время второй раз, сделать это живым. То же самое это и восковые фигуры, галерея знаменитая.
RadioBlago: Хироси Сугимото не только всемирно известный фотограф и художник, для знатоков он еще и крупный коллекционер. В его большом собрании предметы древности, метеориты, окаменелости, орудия труда и борьбы. Есть экспонаты, которые сохранились спустя 20 и даже 30 миллионов лет. Для того, чтобы покупать древнее искусство, Хироси Сугимото создает свое, современное. Он учредил фонд, в который передает свою коллекцию древностей, и утверждает, что это будет его последний проект в жизни. Художник признался, что к концу своих дней хотел бы достигнуть нулевого баланса – чтобы не осталось денег, только предметы искусства.
Хироси Сугимото (на английском): На самом деле, мои фотографии продаются по хорошим ценам, а мне нужно не много, мне нужно покупать себе еду и покупать хорошую пленку. На это мне хватает. Именно поэтому я решил, что могу тратить деньги, чтобы покупать искусство древних людей, не современное искусство.
Несмотря на то, что мои фотографии хорошо продаются, я все-таки стараюсь придерживаться такого нулевого баланса.
Взято отсюда
Еще немножко фотографий из нета.
А вот фотографии с выставки. На художественную ценность, само собой, они не претендуют) Просто хотелось показать, как приблизительно всё выглядит.
Замечу, я фотографировала не в монохроме. Это исключительно стилистика самой экспозиции.
К вопросу: почему здесь какая-то тётка?
Удивительное дело, но эту фотографию я никак не могла сама сфотографировать, у меня фотик пыхтел, зуммил и расфокусировался, прям аномалия да и только. И вот, всё что он смог, это сфокусироваться на проходящей мимо женщине. Изображение на фотографии автора он не брал ни в какую...
Вот такие дела в чудесный пятничный вечерок.
Смерть - показывает жизнь. Каково, а?)))
Комментарии (16)
10:51 06.12.20
08:34 06.12.20
00:50 06.12.20
23:11 05.12.20
22:58 05.12.20
01:04 10.09.18
01:03 10.09.18
23:36 09.09.18
20:29 09.09.18
00:31 08.09.18
23:23 07.09.18
23:16 07.09.18
23:14 07.09.18
22:54 07.09.18
22:46 07.09.18