Сегодня с утра, встав пораньше, из городка Тунси отправляемся мы в Шанхай. В первые два дня, даже несмотря на то, что не теряли мы ни минуты, но не успели-таки побывать в Шанхайском художественном музее. Надо наверстывать упущенное, а так как музей там - колоссаль, то необходимо запастись силами)
Кстати, хочу заметить вот эти огромные железнодорожные вокзалы. В некоторых городах аэропорты меньше. 27 линий. А! каково?! Масштаааабы, да-с)
Езды на поезде – часа четыре. Дорога – комфортная, скоростная. Напитки, закуски. Кстати, там очень интересная система сидений. Их можно поворачивать лицом в тут сторону, в которую едешь)
Ну, вот мы и в Шанхае опять – и, не теряя времени даже на обед, понесёмся в музей. Да лаааадно, кофейку попьём там – и достаточно ХД
Группа наша, слава богу, как-то вся настроилась на искусство и не стала бить меня ногами по ушам за то, что все остались без пайка.)
Вот и он.
Очередь там есть, довольно приличная, полчасика на улице попекло нас под солнышком. Но, всё-таки продвигались достаточно быстро.
Музей, кстати, бесплатный. Да-да.
Так, ну вот мы и внутри, в музее четыре этажа, каждый посвящён какому-то ремеслу или виду искусства с древнейших времён. Глаза разбежались, информации море.
Так вот, так как у нас с вами времени поболе, чем у меня там, то решила я всё-таки разбить рассказ на две части. Уж очень хочется отдельно про музыку в Древнем Китае рассказать.
Тем более – вот ведь как жизнь поворачивается! - есть у меня книжица уникальная, добытая на одной из выставок в Москве, когда нам привозили смотреть сокровища музея провинции Хубэй.
Так вот, очень интересный рассказ за авторством Киры Вязовикиной пришлось перепечатать, больше нигде его целиком не найти, да и сама я лучше запомнила. А с вами – делюсь)
Заодно буду иллюстрировать повествование собранными фотографиями и из Шанхайского музея, и с выставки, которую посетила в Москве.
Итак, погнали.
МУЗЫКА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.
Для традиционной китайской культуры характерен единый музыкальный комплекс, который включает все виды музыкального искусства – музицирование, пение и танец. Как и у других архаических народов, основы музыкального творчества древних китайцев восходят к обряду. Косвенным доказательством этого служит древнее начертание иероглифа ШИ (стих, поэзия), который изображает ритуальное действие, сопровождаемое танцем и музыкой.
Согласно китайским мифам и легендам, происхождение музыкального искусства и первых музыкальных инструментов относится к эпохе глубокой архаики. Так одним из родоначальников музыки считается божественный правитель Ди-ку, образ которого восходит, как считают специалисты, к тотемному предку племён Шан.
Ку (кит. 喾; иногда Ди-ку) — мифический император Древнего Китая, один из Пяти легендарных императоров. Имел прозвище Гаосин. Годами его правления считается период с 2436 по 2366 годы до н. э.
вот он каков))
В одном древнем тексте говорится, что Ди-ку поручил своему придворному создать музыку и написать песни. Сановник создал барабаны, колокола, литофоны, флейты, придумал разные песнопения. Сочиненные им мелодии были так прекрасны, что все живые твари радовались, и даже волшебные птицы фениксы спускались послушать их. Ранние предания часто уподобляют ранние мелодии божественным звукам самой природы; так звукоподражание становится актом творения. Уникальным человеком, который оказался способен воспринять звуки окружающего мира, почувствовать их гармонию и передать в мелодии, был сановник Куй, «музыкальный министр» Жёлтого императора Хуан-ди.
А это - один из пяти легендарных императоров древнейшего периода истории Китая, относящегося к третьему тысячелетию до н. э. Традиционно временем его жизни в Китае называют период ок. 2600 года до н. э.
Согласно Сыма Цяню, Хуан-ди после трудной борьбы сумел подчинить себе вождей отдельных племён и создал первое китайское государство в горах Куньлунь — далеко на западе от бассейна реки Хуанхэ.
Ну и ещё много чем славен, изобрёл всё: от лука до туфель. А так же, по легенде, написал знаменитую медицинскую книгу «Трактат о внутреннем». Которой, кстати, пользуются и сейчас.
Магические звуки его музыки разрешали конфликты и споры, привносили в души людей спокойствие, а мир приводили ко всеобщему благоденствию и процветанию.
С помощью музыки поддерживался порядок в космосе и государстве. Именно музыкальное творчество древних было универсальным обрядовым языком, который содействовал установлению контактов между людьми и духами. Первоначально мелодия, пение и танец исполнялись шаманом. По легенде, когда Куй играл, на звуки его музыки являлись духи усопших предков, прилетали священные фениксы, а между людьми устанавливалось согласие. Так древнекитайский миф описывает наступление «золотого века», когда между земным и небесным царила космическая гармония. Этот миф разыгрывался во время ритуалов поклонения предкам.
В эпоху Шань (1600 – 700 г. до. н.э.), например, эти обряды сопровождались обильным жертвоприношениями и неумеренным возлиянием. Стремясь задобрить духов, древние китайцы проводили расточительные ритуалы. Специфический ритм и тембр звуков, сопровождавших их, а так же потребление напитков, содержащих алкоголь, способствовали вхождению участников действа в экстатическое состояние. Такие жертвенные церемонии, иногда довольно длительные, мыслились обрядами космического плана, так как, по представлениям древних, они обеспечивали плодородие и, следовательно благополучие государства и социума. Со временем подобные обряды выделились в самостоятельную церемонию – пиршественный ритуал, о котором, в частности, повествует древний текст «Ши цзин» (Книга песен)
В эпоху Чжоу (1050-256 гг. до. н.э.) сформировалась теория влияния музыки на окружающий мир и сложился музыкальный канон. Ритуал – ли – систематизировал и упорядочивал мир через различение и разъединение вещей, выделял в предметах общее и индивидуальное, закреплял иерархический порядок в природе, обществе, государстве. Музыка – юэ – должна была объединять, приводить в состояние гармонии. Так, в «Ли цзи» («Книге обрядов») говорится, что при гармоничной музыке можно ожидать благоденствия государства, а при несогласии звуков – его гибели.
«В хорошо управляемом обществе музыкальные звуки мирные и тем доставляют радость людям, а управление там гармонично; в неупорядоченном обществе музыкальные звуки злобны и тем вызывают гнев людей, а управление там извращённое; в гибнущем государстве музыкальные звуки печальны и тем вызывают тоску, а его народ в трудном положении.»
В эпоху Чжоу умение играть на музыкальных инструментах, слагать музыку и песни считалось священной обязанностью государя. Согласно древним верованиям, в этом проявлялась мироустроительная функция правителя. Такое отношение к музыке стало неотъемлемой частью традиционной конфуцианской эстетики: музыка воспитывала в человеке личность. Она была одним из шести искусств, которым должен был владеть благородный муж – цзюньцзы.
В VI - V вв. до н.э. образованным среди аристократов считался тот, кто в совершенстве умел следующее:
• выполнять ритуалы
• исполнять и понимать музыку
• стрелять из лука
• управлять колесницей
• читать и писать
• владеть счётными навыками
Поэтому обучение игре на музыкальных инструментах и азы композиторского искусства преподавали в учебных заведениях.
Ввиду того, что музыка отражала общие закономерности, лежащие в основе мироздания, в Древнем Китае во все времена принято было контролировать музыкальную деятельность. В эпоху Хань (206 до. н. э. – 220 н.э.) например, было создано ведомство Юэфу («Музыкальная палата») которое занималось не только сбором и обработкой песенного фольклора, созданием ритуально-церемониальных музыкальных произведений, но и определением норм и канонов.
Основной особенностью древнекитайской и традиционной музыки является пентатоника – звуковая система, в основе которой лежат пять звуков разной высоты в диапазоне одной октавы. В Китае она получила название системы «пяти нот» - «у шен». Ноты гунн, шан, цзюе, чжи и юй соответствуют европейским ре, ми, фа-диез, ля, си. Считается, что звуки китайской гаммы подражают звукам самой природы и согласуются с системой «пяти стихий». В китайской космологии эта система отражает пять элементов, а вернее, движений – земли, металла, воды, огня, дерева, основные категории пространства (сторон света), времени (календарных сезонов), астральных объектов (планет), священных животных (дракона, тигра и тыпы) и цветовых характеристик космоса (жёлтый, красный и другие)
Пять священных животных Китая. Это любопытно)
Ну и как пример: звук ГУН ассоциируется со стихией земли, центром, жёлтым драконом, Сатурном и человеком.
Китайская натурфилософия тесно связывает мелодию и звук с воздушной материей – ци, средой, в которой распространяются звуковые волны. Звук рассматривается как вибрация ци – эфира, пневмы, универсальной энергии, пронизывающей весь космос. Основные характеристики звука, его громкость, высота так же связывались с количеством, интенсивностью или «чистотой» ци. Согласно традиции, состояние здоровья не только человека, но и всего общества, во многом зависело от присущей им пневмы – ци. Поэтому в древнем обществе контроль этого важнейшего энергетического баланса всегда осуществлялся с помощью музыки.
Китайская пентатоника основывается на системе 12-тиступенчатого хроматического звукоряда (12 люй), который был не только основой музыкальной теории, но и образцом социального регулирования. Его математические характеристики определяли систему мер и весов, а так же использовались при составлении календарей. Согласно мифу, 12 люй возникли во времена древнего правителя Хуан-ди. Он приказал своему министру Линю Люну изготовить бамбуковые флейты – люй. Когда тот стал трудиться, к нему прилетели волшебные фениксы – самка и самец – и спели каждый по шесть нот. Так министр постиг сущность звукового ряда и создал 12 флейт, которые составили основу музыкальной системы. Затем Хуан-ди повелел отлить 12 колоколов с такими же тонами, которые впоследствии использовались как музыкальные эталоны. Подробно теория музыки и её взаимодействие с разными областями научного знания Древнего Китая (медициной, астрологией , этикой) изложены в фундаментальном труде «Ши зци» («исторические записки») Сымы Цяня, придворного историографа эпохи Западная Хань (206 до. н.э. – 9 н.э.) Этой теме так же посвящены «Люй шу» («Трактат о флейтах») и «Юэ шу» («Трактат о музыке»).
Самые древние в Китае музыкальные инструменты были обнаружены в нижних слоях неолитической культуры Хэмуду, существовавшей на Юго-востоке Китая более 7 тысяч лет назад. Это костяные и керамические свистульки, которые, по мнению специалистов, могли быть прототипом свирели. Чуть позднее, в неолитической культуре Яншао, существовавшей на территории среднего течения реки Хуанхэ, были созданы первые глиняные барабаны. Их громкий ритмичный звук не только поднимал боевой дух войска, но и устрашал противника. Вероятно, с тех самых пор ударные инструменты считались выражением силы и могущества и в Древнем Китае традиционно связывались с царской властью и государственностью.
В надписях на гадательных костях, которые относятся к эпохе Шань (1600 – 1050 до. н.э.), упоминается не менее семи музыкальных инструментов, из которых составлялись большие оркестры, сопровождавшие обряды. Среди них свистульки-окарины, барабаны, простые флейты, литофоны и даже колокола. Основные нормы и правила музыкальной системы, которые впоследствии станут традиционными для Китая, разрабатываются в эпоху Чжоу (1050 – 771 до. н.э.). В государственном аппарате, например, создаётся специальный пост «Великого министра музыки», который ведает проведением и музыкальным оформлением всех государственных ритуалов. Количество музыкальных инструментов в этот период значительно увеличивается, ансамбли приобретают статус государственных. В этот же период возникла классификация музыкальных инструментов «восемь звуков» (ба инь), которая была связана с древней космологической системой «восьми ветров» (ба фэн). Все музыкальные инструменты делились на группы в соответствии с материалами, из которых они были сделаны: из камня, металла, дерева, кожи, глины, бамбука, тыквы-горлянки и шёлка (с шёлковыми струнами).
Музыкальные инструменты из камня относятся к разряду ударных, в китайской традиции они представлены плитами цин треугольной или полукруглой формы.
Звук извлекают ударами молоточком. Самые древние образцы восходят ещё к эпохе неолита. Набор этих предметов, часто неодинаковых по размеру и определённым образом подобранных по звучанию, составляет литофон – баньцин; в составе литофона могло быть 12 и более плит. Их подвешивали на горизонтальных металлических или деревянных стойках и настраивали по музыкальной шкале люй. В эпоху Чжаньго (475-221 гг. до н.э.) бяньцин входил в традиционный состав придворных и храмовых оркестров, которые исполняли преимущественно обрядовую музыку.
Широкий диапазон звучания, а так же ясный и звонкий тембр баньцина позволяет исполнять на нём «правильную» музыку, которую можно было слушать не только в мире живых, но и в мире усопших.
Музыкальные инструменты из металла тоже относятся к разряду ударных. Известны, например, бронзовые барабаны, кимвалы, гонги, однако основным инструментом этой группы по праву является колокол. Древнейший из обнаруженных археологами бронзовых колоколов считается нао.
Вот они какие:
Его форма отдалённо напоминает ритуальную секиру юэ.
Звук нао извлекается с помощью деревянной колотушки. В экстатических ритуалах эпохи Шан этот инструмент, отбивающий ритм, мог играть ведущую роль. Как и другие ритуальные предметы, древние нао всегда украшали магическим орнаментом – маской таоте, узором грома лэйвэнь, мотивами плодородия (небольшими выпуклыми шишечками)
В эпоху Чжоу распространение получают колокола типа чжун и бо. Традиционные китайские колокола не имели языков, поэтому звук извлекали, ударяя по ним деревянными или металлическими молоточками. Чжун по форме напоминает вытянутый нао, однако чжун не ставили, а подвешивали под наклоном.
Вот такие и вот так)
Колокола типа бо – обычно крупные, массивные, округлой формы с петлевидной ручкой, обильно украшенные сакральным орнаментом; их подвешивали строго вертикально.
Из колоколов чжун создавали инструментальные наборы бяньчжун, насчитывавшие от 7 до 64 предметов. Бяньчжун был наиболее распространённым музыкальным инструментом эпохи Чжаньго. Вместе с наборами ритуальных сосудов и иной погребальной утварью колокола «сопровождали» покойного в его загробном путешествии, указывая путь к истокам творения. Космогонические мотивы орнаментов и изображений, которыми украшались колокола, позволяют считать этот инструмент древним символом космоса.
Вот рисунок, нанесённый даже на внутренней стороне колокола:
А вот так эта красота выглядит в полностью отреставрированном, раскрашенном виде:
В древних текстах эпохи Чжоу изложены системы рангов и правила использования бяньцина и бяньчжуна, которые отражали социальный статус их владельца. Четыре набора (два бяньцина и два бяньчжуна) позволить себе только правитель поднебесной – Сын неба; три набора (два бяньчжуна и один бяньцзин) разрешалось использовать правителям удельных царств; две стойки (бяньчжун и бяньцин) могли использовать сановники; сановникам низшего ранга разрешалось использовать один быньчжун.
К разряду музыкальных инструментов из металла можно отнести и бронзовые барабаны, которых сохранилось не так много. Согласно архаическим мифам и легендам, барабан и колокол были связаны с обрядом почитания предков. Самостоятельный культ этих инструментов указывает на тотемных характер древних верований.
В эпоху Чжоу существовало множество разновидностей барабанов: их изготавливали из кожи, дерева, даже тыквы. Барабаны использовали в официальных церемониях по случаю наступления дня зимнего солнцестояния, в ритуалах для оповещения предков, изгнания злых духов, влияния на погоду. Ударами в барабан отбивали часы, сообщали о прибытии важных персон. В военных обрядах использовали большие барабаны типа ингу, которые издавали громкий устрашающий звук. Вероятно, к барабанам, как и к другим музыкальным инструментам, относились как к живым существам. На погребальных рельефах в гробницах эпохи Хань (206 до. н.э. – 220 н.э.) встречается множество ритуальных сцен с барабаном.
В захоронениях царства Чу эпохи Чжаньго археологи находят небольшие барабаны типа таогу, насаженные на деревянный шест и закреплённые на фигурных подставках из бронзы или покрытого лаком дерева. Бронзовая подставка для барабана по очертаниям напоминает бугорок (гору). В её вершину вставляется шест для барабана.
Подставка украшена скульптурными деталями в виде переплетающихся змей и драконов. Этот образ восходит к архаическим культам божеств земли и плодородия, которые часто изображались со змеями в руках или верхом на драконах. Календарные мифы о смерти и возрождении этих божеств были неотъемлемой частью земледельческих обрядов и заупокойных ритуалов.
В традиционном инструментарии Древнего Китая не менее широко представлены духовые и щипковые инструменты. Согласно древним текстам, духовой инструмент из тыквы-горлянки - губной органчик шен – воспроизводил пение волшебных птиц фениксов. Среди инструментов из бамбука и дерева выделялись свирель пайсяо и «драконова флейта» лунди. Основным инструментом из дерева и шёлка была цитра цинь, которую по легенде создал древний правитель Фу-си. Она была предназначена преимущественно для сольного музицирования. Известно, что благородный муж отличался от простолюдинов умением играть на цини. Так, Конфуций, например, играл на ней в минуты тревоги и опасности, демонстрируя редкое самообладание и невозмутимое спокойствие.
Ну вот как раз и предлагаю послушать небольшой отрывочек игры на цини. Продолжение концентра в доме традиционной китайской культуры городка Тунси.
Созданная ещё в эпоху Чжоу типология «восьми звуков» соответствовала пространственно-временной модели китайского мироздания, а структура придворных и погребальных оркестров передавала иерархию общества и государственного устройства. Высшую ступень в иерархии занимали барабаны и колокола, символизирующие небо и землю. Поэтому в различных ритуалах Древнего Китая именно они играли ведущую роль.
Вот так, в целом, об истории возникновения музыки и её роли в Древнем Китае.
У меня уже в первом зале голова была, как арбуз.
А у вас?
Ну ладно, пойдём тогда, наконец, кофейку попьём и отдохнём. Ну а может и шампанского, а чего?) Полялякаем.
Ну а потом – продолжим знакомство с музеем. Нас ещё ждут: резьба по лаку, бронза и керамика.
И холодное оруууужие, безусловно! *______*
Комментарии (33)
12:38 02.03.19
12:35 02.03.19
01:36 09.02.19
01:28 09.02.19
20:19 02.02.19
20:13 02.02.19
19:07 02.02.19
22:13 01.02.19
00:27 31.01.19
00:19 31.01.19
22:30 27.01.19
22:26 27.01.19
22:15 27.01.19
21:57 27.01.19
20:54 27.01.19
20:53 27.01.19
20:37 27.01.19
20:36 27.01.19
20:29 27.01.19
20:27 27.01.19
13:55 27.01.19
12:50 27.01.19
17:06 26.01.19
16:55 26.01.19
16:22 26.01.19
16:16 26.01.19
15:44 26.01.19
22:31 25.01.19
22:28 25.01.19
22:16 25.01.19
22:15 25.01.19
22:05 25.01.19
22:04 25.01.19