Ну вот, други, добрались руки до очень крутой выставки «Сокровища Эпохи Эдо», что проходила осенью в Пушкинском музее. Мы уж столькими заграничными и российскими красотами полюбовались, всё некогда, а она, выставка эта, обиженно дожидается очереди в папке на рабочем столе… Но таки – ТА - ДААААМ!
Потому что таким необходимо делиться, вот без преувеличения щас.
ибо!
Из Японии привезли особо ценные предметы искусства, которые крайне редко покидают пределы этой страны. Прежде всего это связано с деликатностью материала и строгими условиями транспортировки, хранения и экспонирования, ведь это живопись на бумаге и шелке. Если эти произведения выставлять в течение месяца, то потом они должны «отдыхать» в течение года. Поэтому сроки их предоставления на выставки расписаны на годы вперед.
Уникальные вещи, эксклюзивный показ и всё такое, таких выставок было очень мало, последние состоялись около 30 лет назад. В общем, вы поняли)))) а я бегу и спотыкаюсь на поворотах, несу!
Немного, конечно, надо дать вводной инфы, чтобы понять, о каком периоде времени мы будем говорить…
Городская культура периода Эдо (1613 -1868 гг) является чрезвычайно многообразным и одним из самых ярких явлений в истории Японии. Наступление мира после многолетних военных конфликтов способствовало подъёму экономики, укреплению торговых связей между регионами. Центрами нового этапа развития страны стали города с быстро растущим населением. Именно эта часть общества, значительную часть которого составляли энергичные предприимчивые люди из низов, оказалась выразителем изменившихся взглядов на жизнь. Их вкусы и запросы в значительной степени повлияли на основные тенденции и направления, определившие дух и характер культуры той эпохи. Одним из наиболее характерных явлений городской культуры стали живопись и графика, в которых нашли отражение праздники и будни горожан, их занятия, путешествия, легендарные и литературные сюжеты.
Одно из направлений живописи, полностью отражающее потребности изменившегося времени и предпочтений – это укиё-э.
Популярный японский писатель 17 века Асаи Рёи писал: «Жить лишь дарованным тебе мгновением, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишни, осенними листьями клёнов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваться потоку, подобно тыкве, влекомой течением реки. Это то, что мы называем укиё…»
В живописи укиё-э жизнь обитательниц «весёлых кварталов», городские жанровые сценки или изображения ремесленников за работой становятся главными темами произведения.
Но мир на месте не стоит, спрос на изображения в жанре укиё-э возрастает, превышает возможности художников и тогда мы переходим к новому этапу – тиражирование.
Надо сказать, что, как и многие виды и жанры искусства, техника печати с деревянных клише была привезена в Японию в 13 веке из Китая. Но расцвела и громыхнула как раз в эпоху Эдо. Как говорится – по потребностям. Поэтому Хикисикава Моронобу и его ученики, а затем и художники династии Кайгэцудо обратились к гравюре на дереве, позволяющие создать тиражированные изображения.
Далее, чтобы проследить развитие, заметим, что Окумура Масанобу изобрёл технику бэнидзури-э, или печать в два цвета, когда подкраска гравюры от руки дополняется печатью алым цветом БЭНИ, получаемым из сафлора или кошенили, и зелёным цветом.
С именем Судзуки Харунобу связывают возникновение в 1765 г первых многоцветных гравюр, получивших название нисики-э, благодаря ярким цветам, напоминающим узорочье парчовых тканей. С этого времени начинается расцвет гравюры укиё-э.
Вот такие были предпосылки и направления, а теперь обратимся непосредственно к произведениям. Разбиваю их на тематические блоки, чтобы заиметь более детальное представление.
Под каждой картиной или гравюрой будет фотография с подписью. Она интересна не только тем, что там имя автора и используемые материалы, но ещё там много любопытной дополнительной информации, которая определённо обогатит впечатление от работы.
Итак. Сначала, конечно, леди из фёст)
Именно в живописи укиё-э появляется новый жанр бидзинга – «изображение красавиц». Красавицы олицетворяют времена года или становятся героинями классических литературных произведений. А где ж жэти красавицы по большей части берутся? Да вот всё там же, в весёлых кварталах.
Кстати, чтоб понимать, что всё здесь не просто так и речь о высоком, то дОлжно сказать, что даже в этим самых кварталах сложилась иерархия, в соответствии с которой их обитательницы подразделялись на разные категории. Знаменитые ЮДЗЁ (в первую очередь, высшего ранга – таю и ойран) были в центре внимания горожан, включая женщин, поскольку их незаурядность, особые манеры поведения, оригинальность вкусов, выражавшихся в формах причёсок, в росписи кимоно и вееров, которые выполнялись по их заказам, становились темами для городских новостей и образцами для подражания.
Внимания этих законодательниц мод добивались самые богатые и успешные мужчины. Жизнь молодых женщин, оказавшихся в «кварталах развлечений», была пронизана культом искусства обольщения и создания эффектной внешности. Яркие и притягательные, недоступные большинству посетителей кварталов юкаку они являлись своего рода элитой этого беспечного и порочного мира. Именно они стали моделями для живописи в жанре бидзинга.
Живопись укиё-э в жанре бидзинга можно охарактеризовать как особое явление, в котором нашло отражение оригинальное художественное мышление мастеров, сумевших в узких рамках жанра создать яркие и выразительные женские образы.
Немножко о прочих артистах и сумоистах)))
вот на сумоистах любопытно остановиться отдельно.
Сумо было делом отчасти благотворительным, поскольку деньги, собранные с поединков, шли на нужды монастырей и храмов. Бои сумоистов были так же популярны в народе, как театр кабуки и веселые кварталы. Поэтому изображения борцов в динамике с подчеркнуто напряженными мышцами, как будто пойманных в моменте борьбы, были очень распространены. (76) Пик популярности изображения сумоистов пришелся на 80-е годы XVIII века.
Художники в то время начали изображать борцов, добавляя больше индивидуальных черт, хотя раньше лица героев были очень похожи. В этих изображениях сумоистов важны были не портретные характеристики, а особенности телосложения.
Далее у нас не просто картинки сами по себе, а ксилография для книжных и печатных изданий.
Конечно же, не обойдём стороной и - ого-го! - Хокусая.
А знаменитая волна оказалась мааааленькая такая, в живую-то. Не то, что во всяких репродукциях и растиражированных художественных оммажах прочих авторов. Хотя чего мне хотелось?)))
Но всё-таки, как бы ни филигранна была гравюра, а живописное произведение таки ценилось выше.
Итак, несколько картин на свитках. Иногда хотелось отметить детали, манеру живописную, поэтому крупненько кое-какие фрагменты для любования - присутствуют)))
Ну и под финал – на сладкое – ширмы!
Это вам и утилитарный предмет и произведение искусства в одном флаконе.
А уж выбор каков, а! На любой вкус и цвет!
Посмотрите, скажите потом, что понравилось больше)
Вооооот)))
Ну как вам? Мне было интересно и разнообразно: шикарные работы, любопытная инфа. Для тех кто в теме – так вообще праздник-праздник) но здесь ещё не всё, если вопросы – то отвечу, многое ещё на экскурсии послушала, да и вообще…
Ну а теперь, с чувством выполненного долга, пойду на фуршет пить шампанское)
Всем хорошего настроения и до встречи!
Комментарии (43)
22:57 28.03.19
22:21 28.03.19
00:07 27.03.19
23:36 26.03.19
23:33 26.03.19
22:23 26.03.19
22:00 26.03.19
20:10 26.03.19
18:33 26.03.19
14:53 26.03.19
10:57 26.03.19
19:15 23.03.19
18:58 23.03.19
14:00 23.03.19
13:58 23.03.19
11:43 23.03.19
11:39 23.03.19
11:26 23.03.19
11:12 23.03.19
10:39 23.03.19
10:37 23.03.19
10:30 23.03.19
01:07 23.03.19
00:17 23.03.19
23:56 22.03.19
23:51 22.03.19
23:35 22.03.19
23:33 22.03.19
23:24 22.03.19
23:21 22.03.19
23:16 22.03.19
23:10 22.03.19
23:02 22.03.19
22:54 22.03.19
22:53 22.03.19