Прошлый раз посмотрели мы на японских красавиц, а теперь окунёмся немного в красоту по-китайски.
Проходила в Музее народов востока выставка «Другая красота», собрали экспонаты, определили тему – и вышло, хоть и не масштабно, но мило.
Немного вводных слов напишу, а затем покажу картины с предметами и интересную к ним информацию на табличках.
Надеюсь, всё будет видно и понятно)
Представление о женской красоте на Дальнем Востоке были связаны со сложной системой представлений, восходящей к древнекитайской философии. С одной стороны древние мыслители ценили естественность природы, самодостаточной в своей красоте и величии, подчинённой лишь собственным законам. Такая точка зрения характерна для даосской философии. С другой стороны считалось, что натура, нетронутая цивилизаторским влиянием, является средоточием грубости и дикости, природа человека и общества нуждается в гармоничном регулировании, усовершенствовании. Подобное мировоззрение обрело законченность в конфуцианском учении. Элементы обоих учений совмещались в том или ином соотношении в сознании каждого представителя китайской традиционной культуры. Картина ещё более усложнилась после распространения на Дальнем востоке буддизма с его моральными и эстетическими предпочтениями.
Если попытаться (с неизбежностью обобщения и упрощения) суммировать представления о женской красоте, характерные для стран дальневосточного культурного региона, можно сформулировать взгляд на этот вопрос приблизительно так. Красота женщин неизбежно требует внешнего вмешательства, которое, однако, должно находиться в гармонии с естеством, дополнять и направлять природные данные.
Описывая красавицу, китайский автор обычно упоминает её роскошные густые волосы, подобные тучам. Причём в литературе чаще описываются волосы, собранные в высокую причёску, роскошно украшенную гребнями и шпильками (подобная высокая причёска характерна для замужней дамы). Непременным украшением причёски были изысканно украшенные шпильки. Помимо шпилек причёску поддерживал гребень. Количество гребней, их размер и форма менялись под влиянием моды, иногда гребень превращался в чисто декоративный элемент. Впрочем, если во время официальных церемоний при дворе и в прочих торжественных ситуациях женщинам полагалось пышно украшать причёску, то в повседневной жизни более уместным считалось ограничиться шпилькой и серёжками. Материал для шпилек мог быть самым разным – в зависимости от финансовых возможностей семьи: золото, нефрит, серебро, рог, кость, медь или олово.
Практически неотъемлемой чертой облика женщины во все времена считалась косметика: белила и румяна, губная помада. В эпоху Тан появилась такая специфическая деталь макияжа, как мушки, первоначальной задачей которых было скрыть те или иные изъяны на коже. В отличие от чёрных европейских мушек китайские были цветными и порой приклеивались на лицо в куда большем количестве: только на лбу их могло быть до пяти, а ещё на щеках и подбородке. Мода на мушки продержалась в Китае несколько столетий.
Конечно, случались маленькие бунты против моды, но они скорее свидетельствовали об оригинальности мышления той или иной красавицы, её демонстративной уверенности в собственном совершенстве, хотя, возможно, скрывали в себе и даосский мотив стремления к к естественности. Случалось, что придворные дамы не использовали белила, а лишь подводили брови. А героиня романа «Сон в красном тереме» Сюэ Баочай прямо заявляет в одной из глав, что терпеть не может косметики; автор отмечает её естественную красоту «губы не накрашены, но как киноварь, брови не нарисованы, но с тёмным отливом».
Костюм женщины, как в любом традиционном обществе должен отличаться от одеяния мужчины по составу и расцветке. В этом отражалась взаимное разделение противоположных начал в мироздании и социуме. Основой традиционного женского костюма были кофта и юбка. Цветовая гамма в большинстве случаев предпочиталась нежная, сдержанная, в то время, как свадебный или церемониальный придворный костюм отличался большой яркостью и богато декорировался.
Может быть наиболее ярким примером «внешнего вмешательства в природу следует считать обычай бинтования ног, возникший в Китае в 10 веке и продержавшийся до начала 20 века. Девочкам с детства начинали бинтовать ноги, что приводило к деформации стопы и получению миниатюрной женской ножки необычной заострённой формы, которую иногда поэтично сравнивали с побегом бамбука, а иногда образно называли «золотые лотосы». Размер деформированной стопы зависел у женщины от личных данных и того, в каком возрасте начиналось бинтование. Поэтому иногда варьировался, достигая порой 9,6 см. Следует отметить, что эта мода осталась специфически китайской, не проникнув ни в Японию, ни в Корею.
Упорядочения требовал не только внешний облик женщины, не менее строгие требования предъявлялись к её поведению и образу жизни. Исключительно важным делом было умение держать себя. Лучшим украшением девушки, конечно, являлась скромность. Эталоном женского поведения считалась сдержанность, умение скрывать свои чувства. Даже выходить за ворота дома без особой надобности для женщины из хорошей семьи считалось недопустимым, тем более было нежелательным общение с посторонним мужчиной. Простые женщины редко были грамотны, но представительницы высшего класса владели каллиграфией, умели слагать стихи, порой были знакомы с классической литературой (хотя аристократки чаще предпочитали религиозные тексты), образованные женщины пели, музицировали, играли в шашки и другие настольные игры интеллектуалов. Те же умения требовались от куртизанок высшего класса. Но в отличие от аристократок они ещё владели ещё изысканным актёрским мастерством: умением кокетливо улыбнуться, едва обозначив зубы, красиво бросить влюблённый взгляд, убедительно всплакнуть при расставании, что придавало общению с ними особую прелесть.
Сколько бы внимания ни уделяли эстеты и моралисты женской внешности и манерам, в центре внимания всегда оставались скрытые под внешней оболочкой добродетели. Бездушные кокотки оставались в памяти современников и потомков, но отношение к ним было неоднозначным. С древних времён считалось, что женская красота столь неотразима и опасна, что способна даже уничтожить государство, и история Китая знала много подобных зловещих ))) примеров. Зато на страницах исторических сочинений и художественных произведений всегда воспевались добродетельные матери, сумевшие воспитать выдающихся сыновей, жёны, до смерти хранившие верность мужьям, возлюбленные, наставлявшие и поддерживавшие своих не всегда достойных избранников, почтительные дочери, жертвовавшие собой во имя спасения родителей.
В конечном счёте внутренние достоинства человека, пожалуй, оказывались важнее той или иной внешней черты его облика.
Ну вот для начала – парочка красавиц и история.
Красавицы у нас везде: и на посуде тоже))
просто веер))
Теперь немного о деталях.
Существуют несколько сказаний, рассказывающих о происхождении традиции бинтования ног.
Вот с кого есть пошло это уже упомянутое выше бинтование ног и мода на ступни-лотосы)
Туфельки.
Вообще, если разбирать эту традицию детально-то милым это едва ли кому-то покажется.
Украшения.
И в заключение ну ооооочень милая история.
Картина – уникальная в инете не найти – но вот здесь она выставлена.
Вот такая небольшая, но уютная выставка получилась. Надеюсь, понравилось.
Ужасы – это уже от меня лично. Для перцу.))
Хороших выходных и до встречи!)
Комментарии (64)
22:00 03.04.19
21:52 03.04.19
21:46 01.04.19
21:41 01.04.19
21:39 01.04.19
21:37 01.04.19
21:20 01.04.19
21:17 01.04.19
21:12 01.04.19
21:10 01.04.19
21:09 01.04.19
21:08 01.04.19
21:02 01.04.19
21:00 01.04.19
20:37 01.04.19
20:34 01.04.19
19:08 01.04.19
15:33 01.04.19
15:33 01.04.19
15:14 01.04.19
08:16 01.04.19
21:20 31.03.19
20:28 31.03.19
15:43 31.03.19
11:19 31.03.19
10:28 31.03.19
09:41 31.03.19
21:06 30.03.19
20:56 30.03.19
20:54 30.03.19
20:53 30.03.19
20:52 30.03.19
16:57 30.03.19
16:49 30.03.19
16:46 30.03.19