Привет всем!))
Сегодня у нас небольшая выставочная прогулка по Пушкинскому музею и проходившей там уникальной выставке с экспонатами, которые за просто так не встретишь. Маловато, конечно, но мал золотник - да дорог.
А потом ещё пара бонусов. Надеюсь, приятных.
Пойдёмте!)
Название выставки связано с традиционным китайским календарным циклом, который популярен во всем мире. Он делится на пять двенадцатилетних периодов. У каждого года есть животное-символ: Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья. Сутки также разделяются на двенадцать промежутков – «стражей», которые находятся под покровительством этих же животных-символов.
По Восточному лунно-солнечному традиционному календарю, принятому в Китае и некоторых других странах, 2018 год — это год Собаки, а ему на смену 5 февраля 2019 года придет год Земляной Желтой Свиньи. Именно поэтому на выставке экспонируются в основном скульптуры собак и несколько фигур кабанов и свиней.
Подобные ритуальные скульптуры редко выставляются в России, поэтому, безусловно, вызовут интерес и расширят представления российского зрителя об искусстве Дальнего Востока.
ПОДРОБНЕЕ О ВЫСТАВКЕ "СТРАЖИ ВРЕМЕНИ"Археологические открытия в Китае дают нам богатый художественный материал, иллюстрирующий традиционную жизнь и быт китайцев с древнейших времен. Вера в существование жизни после смерти, культ предков, породили представление о том, что человека в ином мире должны сопровождать предметы, окружавшие его при жизни.
Уже в 3–2 тысячелетиях до н. э. постепенно формируются условные ритуалы и основополагающий для китайской традиции культ почитания предков. Китайцы считали, что души людей — бессмертны. Потомки, остающиеся на земле, должны прославлять предков своими деяниями. С древности в захоронения помещали большое количество сакральных предметов, многие из которых сохранились до наших дней: в основном, это изделия из долговечных материалов — бронзы и нефрита, которые считались священными, а также из керамики.
К середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы перестали приносить в жертву предкам людей и животных. Их стали заменять на созданные из керамики, дерева и других материалов предметы, получившие название минци — «яркие вещи», «модели». Ремесленники изготавливали модели людей, животных, бытовых вещей, обмундирования и т.д.
Например, скульптуры собак были обнаружены уже в захоронениях неолитического времени. Их помещали рядом с владельцами, обычно в ногах, иногда рядом или под телом хозяина. Судя по найденным артефактам, такие фигурки-символы высоко ценили.
Необходимость создания в большом количестве скульптур для алтарей и ритуальных целей привела к развитию ремесел. Многие новые техники применялись именно при изготовлении минци: использование цветных глин, форм, оттисков; специальная обработка поверхностей керамических изделий, применение разных температур обжига, использование однотонной и цветных низкотемпературных глазурей.
Среди ритуальных статуэток особое место занимают фигурки с изображением животных: лошадей, собак, свиней, птиц и других существ, а также животных-символов календарного двенадцатилетнего цикла.
Ну и уж если заговорили мы о керамических статуэтках и гробницах, то здесь уж сам бог велел припомнить самый яркий пример реализации этих представлений о загробной жизни.
Это захоронение императора Шихуана (правил в 221–210 до н.э.) династии Цинь (221–207 до н.э.). Постройка этого комплекса, воссоздание и устройство в нем модели мироздания — неба со светилами, земли с садами, деревьями и реками из ртути, дворцов с охранными механизмами и многими другими деталями — описана в «Исторических записках» Сыма Цяня (ок.146–86 до н.э.) — знаменитого историографа династии Западная Хань (206 до н.э.–9 н.э.). Сыма Цянь упоминал в частности о том, что Цинь Шихуан был похоронен с войском. Это казалось вымыслом, гиперболой. Однако, после открытия в 1974 году частей комплекса, в которых уже сейчас раскопано несколько тысяч керамических фигур солдат в человеческий рост, лошадей; а также двух повозок со скульптурами возничих и четверок лошадей из бронзы; и множества других изделий, — то есть после обнаружения «вечной армии» нет сомнений, что описание Сыма Цянь соответствует действительности. Больше никогда в китайской истории подобное воссоздание не имело такого размаха, но традиция сохранялась в упрощенном виде. Скульптуры людей, фигурки животных, модели построек, утварь продолжали делать из металла, лака, дерева и глины, в зависимости от достатка заказчика, но они стали значительно меньше.
В принципе хоть раз – да все про это слышали. Кто-то видел.
Но не так давно сбросили мне ссылку на очень интересный китайские проект. По гробнице мы можем даже походить, подойти поближе, отойти подальше, рассмотреть каждую фигуру, оглядеть зал, побродить по раскопкам, поворачивая голову и присматриваясь к деталям.
Вот здесь, нажимайте. И – вперёд – виртуальная экскурсия с максимально возможным эффектом присутствия.ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА. ЖМЁМ НА СТРЕЛОЧКИ И ПОГРУЖАЕМСЯ!)Ну и коль речь о животных, связанных с годичными циклами, то не могу не рассказать, забавную китайскую сказку. О том, почему мышь оказалась больше вола, почему кошка с мышкой в ссоре и почему петух безрогий кукарекает))
О том, как по животным счёт годам вести стали
Рассказывают, будто в старину не знали, как по животным счет годам вести*. Этому научил людей сам Юй-ди*, Нефритовый владыка. Вот для чего он однажды и призвал в свой Небесный дворец* всех зверей и птиц. В те времена кошка с мышью в большой дружбе были и жили вместе, словно сестры. Обрадовались они, что приглашение в Небесный дворец получили, и сговорились идти вместе.
Всем известно, что кошки поспать любят. Знала за собой эту слабость и наша кошка, а потому решила загодя с мышью договориться.
— Ты ведь знаешь, сестрица мышь, как я люблю поспать,— вежливо начала она.— Разбуди меня, пожалуйста, завтра, когда придет время во дворец отправляться.
Ударила себя мышь лапкой в грудь и пообещала:
— Я непременно разбужу тебя! Спи, ни о чем не тревожься!
— Благодарю! — сказала кошка, почистила усы и, ни о чем не тревожась, уснула.
На другое утро мышь поднялась чуть свет. Она и не подумала разбудить кошку. Поела и одна отправилась в Небесный дворец.
***
А теперь расскажем о драконе, который жил в пучине. Он тоже получил приглашение во дворец.
«Уж кого-кого, а меня непременно заметят»,— решил дракон. И верно. Вид у него и впрямь был воинственный: панцирь на теле так и сверкает, под носом усы торчком торчат. Один только был у него недостаток — голова голая, ничего на ней не растет. «Вот бы мне рога раздобыть, тогда никто бы со мной в красоте сравниться не смог!» Подумал так дракон и решил занять у кого-нибудь на неделю рога. Только высунул он голову из воды, глядь — на берегу петух. Грудь выпятил и важно так расхаживает. В те времена у петухов огромные рога были. Обрадовался дракон, подплыл к берегу и говорит петуху:
— Дядюшка петух, а дядюшка петух, одолжи мне свои рога, я завтра с ними в Небесный дворец пойду.
— Ай-я! Братец дракон! — ответил петух.— Уж ты меня извини, но я тоже завтра в Небесный дворец пойду.
— Тебе, дядюшка петух, такие большие рога совсем не идут, голова у тебя чересчур мала, отдай их лучше мне. Взгляни-ка! Мне они в самый раз!
Случилось так, что в это время из расщелины сороконожка выползла. А сороконожки любят нос в чужие дела совать. Услышала сороконожка слова дракона и говорит:
— Дядюшка петух, а дядюшка петух! Одолжи братцу дракону рога, ну хоть на разок. А если боишься, я готова за него поручиться. Ну что, одолжишь?
Петух согласился. Ведь сороконожка поручилась за дракона. А он, петух, и без рогов собой хорош.
***
Пожаловали на следующий день все звери да птицы в Небесный дворец. Собралось их великое множество. Вышел к ним Нефритовый владыка и говорит:
— Отныне счет годам вести будем по зверям и птицам. А по каким — вы сами назовите.
И назвали звери вола, лошадь, барана, собаку, свинью, зайца, тигра, дракона, змею, обезьяну, петуха и мышь.
Почему именно их выбрали тогда звери — никто не знает. Почему петуха, а не утку? Тигра, а не льва?
Итак, выбрали всего двенадцать зверей. Выбрать-то выбрали. А как их по порядку расставить? Тут-то и пошли споры да пересуды.
— Самый большой из вас вол, пусть он и будет первым,— сказал Нефритовый владыка.
Все согласились, даже тигр. Но тут вдруг мышка-малышка подняла лапу и говорит:
— А я разве не больше вола? Отчего же тогда, завидев меня, все кричат: «Ай-я! Какая громадная мышь!»? Но никто никогда не сказал: «Ай-я! Какой громадный вол!» Выходит, люди считают, что я больше вола!
Удивился Нефритовый владыка:
—• А ты правду говоришь? Что-то я не верю! Тут обезьяна и лошадь в один голос закричали, что мышь просто-напросто врет. Однако мышь как ни в чем не бывало отвечала:
— Не верите? Давайте проверим! Петух, баран, собака и заяц согласились.
— Давайте проверим,— сказал и Нефритовый владыка. Отправились звери к людям.
И что бы вы думали? Все случилось точь-в-точь, как говорила мышь.
Когда мимо людей вол проходил, все наперебой хвалили его: «Какой хороший, какой тучный!» Только никто не сказал: «Какой громадный!» А хитрая мышь тем временем взобралась волу на спину, встала на задние лапки. Увидали ее люди и как закричат:
— Ай-я! Какая громадная мышь!
Услыхал это Нефритовый владыка собственными ушами, нахмурил брови и говорит:
— Ладно! Раз люди считают, что мышь больше вола, пусть вол уступит ей первое место. А сам пусть будет вторым.
На том и порешили. Вот отчего и поныне счет ведут с года мыши, а уж потом идет год вола.
Воротилась мышь домой рада-радехонька, что первая среди зверей оказалась, гордится да важничает. А кошка только-только глаза продрала, увидела она мышь и спрашивает:
— Что же ты молчишь, сестрица мышь? Разве не велено нам сегодня во дворец пожаловать?
— Ты все еще почиваешь? А я уж из дворца воротилась. Двенадцать зверей выбрали, чтобы по ним счет годам вести, и я среди них первая!
Удивилась кошка, раскрыла широко глаза и спрашивает:
— Отчего же ты меня не разбудила?
— Забыла! — как ни в чем не бывало ответила мышь. Разозлилась кошка, усы у нее торчком, да как закричит:
— Ах ты негодница! А я еще тебе поверила, уснула, ни о чем не тревожась! Не ты ли обещала меня разбудить? Я знаю! Ты хотела навредить мне. Ну, погоди! Я с тобой рассчитаюсь!
Мышь вины за собой не признала и говорит:
— Что зря шуметь! Не разбудила — значит, не захотела. Это уж дело мое. Я тебе не служанка!
Кошка так и вскипела: задышала тяжело, оскалила зубы, бросилась на мышь и перегрызла ей горло — мышка только пискнуть успела да дернуть задними лапками.
Так и остались с тех пор кошка да мышь лютыми врагами.
***
А теперь расскажем о петухе. Вернулся он домой грустный-прегрустный и думает: «Нефритовый владыка потому дракона впереди меня поставил, что рога у него на голове были мои». И решил петух непременно отобрать у дракона свои рога.
Подошел он к пучине, смотрит — дракон весело резвится в воде. И сказал тогда петух дракону очень вежливо:
— Братец дракон! Верни мне, пожалуйста, мои рогд! Дракон удивился, но ответил с достоинством, не горячась:
— А, это ты, дядюшка петух? Да зачем тебе рога? По правде говоря, ты без них куда красивее. А мне твои рога уж очень кстати!
— Кстати они тебе или некстати — дело не мое,— невесело ответил петух.— Раз взял — надо отдать.
Дракон ничего не ответил. Подумал немного, потом вдруг почтительно поклонился петуху и говорит:
— Ты уж не взыщи, дядюшка петух! Время позднее, пора и отдохнуть. А об этом мы с тобой в другой раз поговорим.
Не успел петух и рта раскрыть, как дракон под водой скрылся. Разъярился тут петух, захлопал крыльями и как закричит во все петушиное горло:
— Братец дракон, отдай мне рога! Братец дракон, отдай мне рога!
Но дракон о ту пору уже крепко спал на самом дне пучины и ничего не слышал.
Долго кричал петух, охрип и совсем из сил выбился. Делать нечего. Решил он отыскать сороконожку. Ведь она тогда за дракона поручилась.
Отыскал петух сороконожку на груде камней, рассказал ей все по порядку и говорит:
— Госпожа сороконожка, вы поручились за дракона и не можете так оставить это дело.
Подняла сороконожка голову, помолчала и наконец медленно проговорила:
— Вернет тебе братец дракон рога. А не вернет — так и будет! Сам посуди! Не могу же я найти его на дне пучины!
Петух от злости даже покраснел.
— Какой же ты поручитель! Нечего тогда соваться в чужие дела. Беда случилась, а тебе хоть бы что!
— Не возводи, дядюшка петух, на меня напраслину,— стала оправдываться сороконожка.— Ты сам отдал дракону рога. А я просто так за него поручилась. Кто бы мог подумать, что братцу дракону доверять нельзя? Знай я это раньше, не стала бы за него ручаться.
— Что же теперь делать? — спросил петух, смиряя гнев.
— Я ведь сказала, что делать. Признать, что тебе не повезло, если дракон так и не отдаст рогов. Сам виноват. Прежде чем отдавать, надо было хорошенько подумать.
— По-твоему, я сам виноват? — Петух выпучил глаза, выпятил грудь и стал наступать на сороконожку.
— Сам виноват, сам виноват, надо было хорошенько подумать,— ни жива ни мертва твердила сороконожка.
Еще пуще покраснел петух, вытянул шею, клюнул сороконожку в голову. Раз-другой мотнул головой, сороконожку живьем проглотил.
С тех пор петухи каждое лето клюют во дворе сороконожек. А по утрам, только начнет светать, кричат во все горло:
— Лун-гэгэ, цзяо хуань во! Братец дракон, отдай мне рога!
Комментарии (32)
11:35 25.07.19
09:01 25.07.19
17:11 09.04.19
15:17 09.04.19
13:31 09.04.19
12:56 09.04.19
12:22 09.04.19
11:10 09.04.19
23:19 06.04.19
23:06 06.04.19
22:28 06.04.19
22:19 06.04.19
22:10 06.04.19
22:06 06.04.19
21:00 06.04.19
20:55 06.04.19
20:51 06.04.19
19:37 06.04.19
19:37 06.04.19
11:45 06.04.19
11:22 06.04.19
11:09 06.04.19
10:52 06.04.19
10:42 06.04.19
04:19 06.04.19
01:05 06.04.19
01:04 06.04.19
00:58 06.04.19
00:51 06.04.19
00:12 06.04.19
00:09 06.04.19