Гунби VS суми-э. Немного сравнительного анализа и две выставки.

Ну что ж, друзья, хочется снова поговорить о живописи.
Живопись у нас будет азиатская, а вот художники – нашенские, те, кто увлекается этим видом художественного искусства.
Удалось мне посетить две выставки – и теперь есть что сравнить, о чём рассказать и поделиться.

Итак, сегодня у нас практически батл)
Китайское гунби против японского суми-э.
Но начну всё-таки с того, что японская живопись – это дитя китайской живописи. Зародилось оно в Японии в 13 веке, когда китайцы, придя изучать литературные памятники, поделились частью своего искусства. 
Где-то на протяжении 100 лет суми-э не пользовалось популярностью, отчасти, я думаю, потому, что не имело национального колорита, своего собственного языка, то есть оставалось копированием.

Однако через некоторое время живопись прочно утвердилась на японской земле и оформилась в оригинальное направление, с присущей именно японцам эстетикой.
К 14-тому веку мы уже можем говорить о знаменитых художниках и первооснователях суми-э, как направления именно японской живописи.
Хотя… *смеюсь* Могу понять, что для неофита всё кажется одинаковым) Однако, это не так.
Специальная информация, побольше просмотров картин - и можно уловить эти нюансы.


Вы знаете, иногда это можно даже почувствовать больше, чем увидеть. Такая вот тонкая материя. Словно даже связана она со стихиями, которые словно покровительствуют картинам двух стран.
Например, китайские картины-свитки больше ассоциируются у меня с воздухом, а японские – с камнем.
В китайских картинах словно всё дышит, парит, улетает. В японских – прочно стоит на земле, монументально почти, в общем, основательно так.
Давайте сравним две картины примерно 14 века.
Японский зимний пейзаж.

Китайский зимний пейзаж.


Посмотрите, это даже словами не передать. Японская зима колючая, холодная, настоящая суровая зима.
Китайская зима – это словно зима… перед оттепелью. Вот-вот – и сойдёт снег, воздух задышит весной. Ничего не сковано, всё словно готово побежать ручейками и испариться.
Мне кажется, многое обусловлено в этих картинах и отношением к зиме.
Да, чернила замерзали во всех домах – и в Китае, и в Японии, но припомим традиции обогрева в двух странах.

В Китае грели весь дом.

В Японии – грели только тело. И очень суровое испытание на самом деле.

Или вот посмотрим и сравним ветки сакуры.
Можно заметить очень характерную черту. Она, конечно, не является незыблемым правилом, но всё-таки. При изображении дерева, сакуры там или сливы, японцы делают упор на мощный ствол, а китайцы – на множество цветов.
Словно крепость и незыблемость соперничает с воздушностью и пышностью.




И у японцев чаще (да практически всегда) можно встретить золотой фон на картинах. В Китае такое тоже бывает. Но всё-таки китайские художники предпочитали оставлять белый фон, не закрашивая его золотом.
О золоте и ярких красках мы можем говорить, начиная с династии Мин, это уже век 17-ый, там уже маньчжуры вообще, а не китайцы, но именно оттуда идёт укоренившийся в нашем представлении художественный образ Китая, как яркого, разноцветного и всего в золоте. Бохато, бохато, да-да))))
Но таки нет, это больше для картин Японии характерно)



И вот чего вы точно не увидите в традиционной живописи Китая – это сильно драматичный сюжетов. Картины, изображающие баталии, отрубленные бошки и прочие кишкодральные вещи – боже упаси!
Даже природа – сплошное умиротворение. Про всякие большие волны в Канагаве – тоже не надо. Это японская картина – для них нормально) Для китайских художников – уже слишком всё напряжённо. Волны там, буря, челнок вот-вот накроется. Ну, куда это годится вообще, такие-то волнения?)))



Так, ну что, грузанула, но немного по вершкам пробежались.
Первой у нас выходят на ринг художники под руководством сенсея Александры Васильевой.
Что же такое суми-э – по характеристике.

Суми-э – старинная разновидность изобразительного искусства, отличающаяся использованием туши разных оттенков и рисовой бумаги в качестве основы.

Картины, признаюсь, разного уровня. В самом конце – явно начинающие художники. Но в целом впечатление положительное. Самое странное, что именно картины учителя показались мне менее интересными и, уж чего греха таить, профессиональными. Хотя она там в ассоциации состоит и регалии у неё и всё такое.
Если обезьянки ещё нормально. То журавли вызвали у меня прям абсолютное недоумение. 
Стою и думаю… наверное, я чего-то не понимаю.


В любом случае, для меня обалденно крутой лотос у ученицы  - Ю. Сотниковой-Покрой.
Посмотрите, какая эстетика мазков! Минимализм, одной линией, образ из пятен. Ну, круто. Не знаю. Для меня – шик!
Ну и картины мужчины Н. Коляды, который здорово рисует зимние пейзажи, и животные у него на порядок лучше выходят, если мы вообще говорим о достоверности, хотя всё это может быть довольно условно.




А. Кириллова . Тишина


н. Коляда. Зимой у ручья


Н. коляда. Олени


А. Васильева Так лениво


М. Белошкап Сакура в деревне Саракаваго
А. Безменова Слава и Фудзи
М. Сотникова -Покрой Осенний лотос
А. Васильева В ночи

Е. Луценко Однажды зимою

М. Белошкап Зимнее лакомство - нандина

Е. Луценко В глубине








И теперь – во втором углу ринга – китайская живопись гунби, исполненная нашими соотечественниками опять же. Уровень тоже разный.
Но хочется сказать, что картины отобраны на фестиваль Гунби, который в этом году был вторым по счёту. Значит, дело растёт, развивается, а энтузиасты вполне ухватили эту птицу удачи за хвост. Надеюсь, осенью этого года смогу попасть на третий фестиваль. Что и вам рекомендую, если будет возможность.
Немного расскажу о гунби.
Это та живопись, которая доминировала в Китае изначально, придворная живопись, техника подробной, тщательной кисти. Всё прорисовано, много десятков тонов накладывается, до мельчайших деталей всё показано.
Через несколько веков зародится стиль се-и, быстрая кисть. Вот тогда пойдёт у нас экспрессия мазков и упор не на достоверность, а на впечатление, на передачу состоянии, эмоции, впечатления.
Но красивые картины гунби, ничего сказать не могу, и хотя стиль се-и мне ближе, эти работы поражают утончённостью, изяществом и детализацией.









Ну вот на этом пока всё.
Хорошего настроения и приятных выходных!)

Теги: нет

Предыдущий пост: Как Тайклоша возле моря бегал и радовался. (Часть 1) Все посты Taiklot Следующий пост: Участник
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (50)

Taiklot 
10:30 28.05.19
Akineru, и вам спасибо, что заглянули и отметили!)
Taiklot 
10:30 28.05.19
servol, пожалуйста!
Irisel
04:49 28.05.19
Спасибо за интересный пост^-^
servol
19:53 20.05.19
Спасибо.
Taiklot 
09:01 08.05.19
Vi May, да, делюсь по маленьку) Вот, было две выставки, назрела и мысль для порассуждать) Здорово, что понравилось.
Vi May
00:42 08.05.19
Taiklot, сколько же ты красоты накидала!!!!!!!!!!! Спасибище! Столько интересных и красивых работ!!!
Taiklot, Всегда пожалуйста)
felton_dc
23:50 01.05.19
Taiklot, спасибо) все будет, но... чуть позже) прожект идет помаленьку. пока создаем концепты проды, а там видно будет...
Taiklot 
23:44 01.05.19
Оtto Gramm, давненько ты не забегала. Как прожэкт, дела идут? Очень бы хотелось увидеть результат)
Taiklot 
23:42 01.05.19
Оtto Gramm, ха-ха, спасибо! Кстати, о корейцах, это ж мысль! Интересно изучить и их традиционную живопись, хотя, конечно, и к ним она пришла из Китая)
felton_dc
23:34 01.05.19
вай-вай-вай! Все красота! Ничия-ничие... или победили корейцы))
Taiklot 
22:32 01.05.19
Ля_Ля_Я_Конопля, и вам спасибо за интерес и отклик. Радостно слышать!)
Очень класно, спасибки что дали посмотреть на такую красоту)))
константин1977
23:52 30.04.19
Taiklot, Да, лотосы действительно неплохо получились, но гунби лучше)) Мои пожелания удачи ученику и надеюсь увидеть его новые картины! Просто каждая работа заслуживает отдельного рассмотрения, поэтому это было еще не так подробно)) Спасибо еще и еще раз, Тайк!
Taiklot 
23:11 30.04.19
константин1977, да что ты, брооо! Так всё подробненько, мне приятно. Вот лотосы ты отметил - дивно хорошо, соглашусь прям. Эстетика минимализма, экспрессия одного мазка и пятна. Красиво. Мне кажется, этот ученик далеко пойдёт и ваще уже ещё чутка и учителя за пояс заткнёт) Конечно суми-э похоже на китайскую живопись, оно же родом оттуда, из се-и как раз, в это время в Китае был расцвет чёрно-белой живописи, золотая эпоха. В общем, благодарю, что при всей загруженности не забываешь и про мои труды)
константин1977
22:57 30.04.19
Ну вот, наконец-то, добрался до более подробного отчета по увиденным картинам)) Конечно, нужно сказать, что выставка получилась просто роскошной, отличные работы художников - очень много эстетического удовольствия. Спасибо, Тай, в очередной раз порадовал высококлассными вещами)) Итак, начну с Суми-э - по всей видимости "Пионы", "Слава и Фудзи", "В ночи", "Зимнее лакомство нандина", "Лотосы" очень хороши, снова "Сакура и Фудзи" и цветная яркая картина с цветами. Все картины оставляют весьма приятное впечатление, похожи на китайские работы тушью.. Теперь китайская гунби, так сказать, близкий мне по духу стиль)) "Хмель" очень хорош, "В тени гибискуса", "Лето", "Пион", "Гладиолусы", "Ирисы" (эти три работы вообще очень понравились). Далее "Марьин корень", "Последний полет" и "Шишки", а также ряд цветочных картин) Отмечу "Божественную чистоту" "Осеннее очарование", "Ожидание весны", работы китайских художников произвели сильное впечатление. Сорри за сумбурный отзыв, столько красивых работ и каждую нужно разбирать детально, но при таком изобилии на это просто не хватит времени))) Спасибо еще раз за отличное путешествие в мир восточной живописи!
Maya8
10:33 29.04.19
Taiklot, вот, ты понимаешь. Простор и свобода воздуха, перетекание пяти элементов друг в друга - это Китай.
Taiklot 
09:23 29.04.19
Maya8, да, соглашусь) Можно даже архитектуру поэтому сравнивать. Какие дворцы в Китае - широооокие, распахнутые, дома раскидываются на многа-многа пространства. Всё такое воздушное, улетающее. А в Японии - либо из бумажек - чтоб развалилось - и ладно. Либо уж крепость-грибок, такой прям весь сбитый со всех сторон, что пенёк-крепыш. Можно посмотреть, очень любопытная вещь)
Maya8
08:41 29.04.19
Taiklot, да, я как раз об этом - их то трясет, то заливает. И обособленное географическое положение многое объясняет, если задуматься.
Taiklot 
08:27 29.04.19
Maya8, спасибо!) К устойчивости, я думаю, даже из нестабильного сейсмического положения японских островов. Мне кажется, это тоже можно учитывать в накопленном мироощущении.
Maya8
07:36 29.04.19
Taiklot, спасибо за пост. Различия в стилях ясны. Стремление к устойчивости и к драме проистекает из самих природы и культуры Японии - это сводящее с ума мимолетное цветение в суровых условиях. Мне ближе цветы, туманы и поэзия, отсюда и восхищение проявлениями Ян - как отражение вечного стремления всего сущего к гармонии. Поэтому многослойность китайских живописи и поэзии так завораживает.
Taiklot 
19:32 28.04.19
Кавайная Nice, здорово, очень радостно слышать!) Татухи такие и набивают, да) Только это они скорее взяты из классической живописной манеры))
Turquoise Flower
18:11 28.04.19
Было интересно посмотреть. А японский дракон как татуировка)
Taiklot 
11:17 28.04.19
medvedeva, оки, спасибо, это важно!) Убираю!)
medvedeva
10:49 28.04.19
Taiklot, смело можешь убирать - информативности от неё ноль, только трафик жрёт у кого не безлимит. Многие, как и я, "потыкать" в неё попытаются и упс...
Taiklot 
10:42 28.04.19
medvedeva, ох, бооооль прям... Кто просто грузит картинки рандомно, не так важно, а если картинка + название - то лента абсолютно бесполезна. Убрать, что ли тогда? *** Спасибо! Красотищей делиться приятно!)))
medvedeva
10:37 28.04.19
Как по мне так нисколько не удобна эта лента. Раньше нажмёшь на картинку и увеличится. Из ленты каждая всё равно такого же размера остаётся, какой на экран выводится - чем рассматривать-то лучше, чем в посте? Грузится долго, фото фамилий подряд - ненужное улучшение. ((
medvedeva
10:28 28.04.19
Taiklot, ух ты! Красотища! Спасибо!
Taiklot 
22:27 27.04.19
Nóstië , здесь больше наши художники, конечно. Настоящие картины от носителей культуры - только во введении) Пожалуйста, радостно слышать. Гунби - живопись тонкая, многослойная, она похожа на вышивку шёлком. Объёмная даже. Необыкновенно тонкая работа. Но для меня лично она уступает экспрессии се-и (это китайская живопись быстрой кисти) при всех достоинствах.
Nóstië
22:23 27.04.19
Налюбовалась от души) Давно хотелось многа-многа картин увидеть китайских и японских) Taiklot, спасибо еще раз за удовольствие, за красоту)
Nóstië
22:15 27.04.19
Сейчас рассматривала "Начало нового дня" с паучком, как фоточка. Кажется, очень тонкая работа
Taiklot 
22:14 27.04.19
Nóstië ,)))
Nóstië
22:12 27.04.19
Taiklot,О________О Спасибо! Тай настоящий волшебник)
Taiklot 
22:09 27.04.19
Nóstië , ну, я ж маг как-никак) Держи) https://a.radikal.ru/a39/1904/81/d04ea8731f49.jpg
Nóstië
22:06 27.04.19
Taiklot, спасибо за совушку) Кисти цветов в лунном свете хороши. Хочу просто немедленно увидеть цветы ночью)
Гунби VS суми-э. Немного сравнительного анализа и две выставки.
Опубликовано: 27.04.19
Комментариев: 50
Пожаловаться на содержание поста
Меню