Привет всем!
Запасаемся вечерним пятничным чайком или шампанским – это уж по вкусу и едем снова по зимним дорогам, по нашенским городам и весям. Продолжаем поездку по городам Ковров - Шуя - Палех - Холуй. И будем сегодня броши делать, истории слушать и щи кушать!))
Первая часть - ЗДЕСЬ!)
Вот проснулись мы в славном граде Шуе и по лёгкому морозцу, который прихватил вчерашние лужи льдом, двинули смотреть город днём. А заодно и послушаем про город более обстоятельно.
Происхождение названия связывают аж с несколькими версиями, но основные две: «шуя» означает болото, что верно, здесь местность болотистая и «шуя» – левая рука, что тоже верно, потому что стоит город на левом берегу реки Тезы.
Это памятник Бальмонту. Он здесь родился, но шуяне как-то немного расстроены, что так ни одного стихотворения про свой родной город он не написал…
Помните, если кто читал в моих постах, про тороповчан рассказывала, что, дескать, ну такие там ушлые купцы жили, что прям нигде не сыскать более таких хитрованов. А вот нет. В Шуе сыскались. Славились тем здесь купцы и дельцы, что прям вот сам чёрт им не брат. До того доходили, что уж и немцами наряжались и по-немецки только говорили, чтоб ткань свою, якобы заграничную, продать, а на деле-то она местная, конечно, ивановский и шуйский ситец один из самых известных. Но ведь и конкурентов же здесь тьма!)))
Но жили люди благородные. Вот здесь жил купец Кузнецов, который деньги давал взаймы, а расписок не брал. Вот так просто доверял, бери, сколько хочешь. Говорят, что возвращали все.
А вот очень интересно вел торговлю купец Турушин. Он вообще всё давал бесплатно. Ну, вот все товары! Представляете?! Но нанимал в работники молодцов сильных и сноровистых только, те покупателю отсыплют в мешки или ящики товару, прям вот не скупясь да по своей силушке. А ты, будь любезен, волоки это добро домой. Допрёшь, не остановишься – всё твоё! А остановишься передохнуть – плати двойную цену)) Тут уж ребятки тоже пригождались))
А вот я вам чего покажу, глядите! Это герб Шуи. Ну, кто угадает, что это такое там странное на гербе нарисовано?
Современные дети говорят – ноутбук. Нет, не ноутбук ХД
Этооооооо…. Мыло!)) Ну вот и где вы ещё увидите на гербе мыло, а? А вообще всё почему?.. Это уж потом текстилем начали заниматься, а сначала-то Шуя была родиной мыловарения. Дело-то не сильно много места занимает. Жир есть, пушнины били много, много и оставалось. Нужна была избушка с чанами чистой воды. Изготовляли там при помощи сажи щёлок, потом надо было добавлять оливковое масло, но расходы великоваты – заменили телячьим жиром. Ну и отстаивали. Хей-хоп – и готово.
Ароматизаторов не было. Ну, попахивало, да, так ведь главное что? Чтоб другой запах с тела смывал))
Следом появилось текстильное производство, а про то, что город изначально занимался мыловарением – забыли. Но вспомнили потом-то. Сейчас шуйское мыло – одно из самых распространённых сувениров)
Пёхаем через иллюминацию, которую видели вечером.
Кстати. Место для этой инсталляции выбрано не случайно. Здесь раньше стояла Спасская церковь с колокольней. Но потом её взорвали… И ведь что особенно обидно шуянам. Что взорвали даже не по каким-то там антирелигиозным соображениям! А потому что храм уж больно походил по конструкции на Храм Христа Спасителя в Москве. Его ж тоже собирались взорвать, а вот количество и качество взрывчатки как раз и пробовали на шуйском храме.
Мда, первого мая – сподобились. Не упал храм после первого взрыва, остался стоять. Однако ночью сам, вздохнул, говорят, тяжко и ухнул вниз. Дооолго валялась груда камней. Никто не хотел разбирать да и делать из камня тоже ничего не хотели. Печальная история.
Но потом-таки решили соорудить хоть что-то, так что теперь храмовый камень вот здесь – в стенах отделения телефонной связи.
Ну вот теперь по дневной улочке пройдёмся. Народу нет вообще. Чаще выходят сюда утром только на базарные дни.
Или вот тётенька голубей кормит)
Ну а мы идём в сувенирный магазин… и не нашли бы это тайное заведение))
Зато посмотрите какие милые вещички!
А это – ваааа! Безотходное производно, глядите маленькие подставочки для закуски из бутылок!!! Боже, как круто!!! Как очаровательно и здорово!
Тааак, ну что, подзакупившись чутка, идём опять к колокольне.
В дневном свете она так же величава. Но у нас цель – забраться на третий ярус.
Только упорные смогли это сделать. Лестницы узкие, тёмные, винтовые, ступени высокие. Кароч… ну понятно, что ваш покорный слуга – монстр – и вот поэтому мы сейчас вместе с вами созерцаем город окрест с высоты птичьего полёта))
Виды без солнца несколько унылы, но всё равно – душа поёт!!!
Колокола здесь тоже красивые.
С колоколами-то вообще анекдот. Ну, как всегда у нас. Раз колокольня здоровая, то давайте и колокол забабахаем, ну пусть не Царь, но таки тоже не с гулькин клюв. Крещенские морозы как раз стояли и решили почему-то, что мост веса колокола не выдержит, а вот лёд – да… Ну, лёд, кароч, тоже не выдержал. Ушёл колокол на дно. Так мало того... Конечно, никакой верёвки к нему даже не привязали. Ну просто и смех и грех. В общем, стали упрашивать народ – кто нырнёт, завяжет верёвку на ушах колокола, чтоб вытянуть. Нашёлся смельчак. Тяпнул водки, нырнул, поддел, вынырнул, ещё водки тяпнул и пошёл. Говорят, даже не заболел. А вот с колоколом катавасия продолжилась, ещё до мая стоял он возле колокольни, оказалось, надо стены, балки и полы укреплять… Размах жиж! ХД Но потом управились, около 20 тысяч народу пришло поглазеть.
Однако участь колокола печальна. В тридцатые годы сбросили его с колокольни, ухнул он так, что у соседних домов стёкла повылетали!! Разбился. А рабочие партии потом выстлали осколками улицу, чтобы всем по ним ходили… вот такое унижение. Охо-хоооо…
Но сейчас воооон сколько колоколов! Пусть их звон несётся над просторами нашими, пусть всё будет мирно и счастливо!
Спускаемся вниз, это от фотоаппарата вспышка, а так-то ваще темнота – глаз выколи!))
В общем, славный город Шуя, симпатичный, богатый на истории. Но надо оправляться дальше.
И лежит наш путь в следующий город – Холуй.
Ох и приготовьтесь к тотальному информационному вбросу))
Едем-то в Холуй, но не могу выкинуть из рассказа и соседний город – Палех, в который мы заглянем позднее. Уж больно история их связана-перевязана, что узелок на полотне судьбы. Ударение, кстати, в Холуе на первую букву, на «О», да, хотя вы верно подметили: похоже на ещё слово со значением «лакей, прислужник». И это не случайно. Говорят, корни именно отсюда. Некогда бродячие люди без дела и места приходили отсюда в Москву и на московский манер называли себя с другим ударением. Кстати, примечательно, что слово «холУй» применялось и имело какое-то значение только в столице.
Но мы не об этом, а о лаковой миниатюре. Основа лаковой миниатюры – в иконописи. И кто захочет в этом разобраться подробнее, то информации можно найти море. Палехцы писали чудесные иконы, а холуйцы – не отставали. Им даже не так важно было качество, сколько количество. Писали даже пальцами, кое-как, пусть хоть за копейку купят – и то дело. Занимались этим целыми семьями, женщины тоже писали иконы, хотя повсеместно вообще–то это было запрещено.
Вышел даже специальный указ от царя «не писать столь много икон»! ))) Но холуйцы всё равно писали.
А как пошла борьба с религиозностью. Тут-то и встал вопрос у городов, которые вообще только этими иконописными промыслами и жили – а как дальше-то? Что делать? Ну, кто в маляры, кто в плакатчики, кто ещё куда, но мало же… И вот в итоге начали расписывать маленькие вещи, картинками сказочными. При этом во многом иконографический стиль оставался. Но работы были столь искусны, столь виртуозны и восхитительны, что в итоге заимели небольшой, а потом и всё более расширяющийся рынок продаж.
Да и как иначе, вот в Палехе минею писали – это такая иконка 8 на 9 см - а в ней эдак по 150 персонажей! И у КАЖДОГО (!!!) можно разглядеть лицо и даже выражение! А! Каково?!
Но вообще дело до шкатулок не сразу дошло. Увы, лакировать – а это очень важно - умели только федоскинцы (ещё одна родина лаковой миниатюры). Уж и таки эдак у них пытались выведать секрет палехцы. Засланные казачки постоянно спаивали работников, тратили кучу денег, чтоб развязать языки. Но не выдали федоскинские работники! Кремни! Выдали на самом деле сами их начальники. Потому что терпели убытки оттого, что их работники вечно то пьяные, то с похмелья. Вот так-то!)))
Ну а холуйцы что же? Не отставали! Тоже и про лак узнали и про прочее. Конкуренция сильная. И если Палех – это строгие традиции, каноны в рисунках и сюжетах, то холуйцы – это раздолье – хошь чего нарисуют, лишь бери! Качество не хуже.
У палехской артели с холуйской по этому поводу давнишние разногласия и каждый кулик, конечно, своё болото хвалит)
Ну, перейдём к делу. Итак, чтобы рисунок нанести на шкатулку, должна быть шкатулка по крайней мере.
Делается шкатулка из папье-маше.
Как же делается качественное папье-маше?
Вот берётся такой брусок, если шкатулка кубическая или в форме параллелепипеда.
На неё ооочень плотно наматывается лента плотного картона.
Далее прессуют, сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают шкатулки, обтачивают. Затем передают грунтовщикам, которые нанося несколько слоем грунта из красной глины, каждый слой зачищают, шлифуют. Затем изделие красят, в черный цвет снаружи и красный – внутри, покрывают лаком, только после этого шкатулка попадает в роспись к художнику.
Однако, надо ещё учесть момент отбраковки, кривые края, поры, трещины и прочее… В общем, раньше этот процесс занимал – внимание!! – ОКОЛО ДВУХ ЛЕТ!!! Представляете?!
Сейчас пишут, что около 2-х месяцев (не считая росписи и подготовки так называемого "белья"). Но всё равно – очень долго.
А полировка поверхности знаете, чем производится?)) Мягкими женскими ладонями, чтоб без огрубелостей и лак не поцарапать. Вот такая прям нежность, ммммм)))
Звук у натуральной шкатулки из качественного папье-маше, глуховатый, похож чутка на деревянный. У подделок из пластика – звук звонкий, неглубокий.
Таааак… Ну пройдёмся немного посмотрим шкатулочки и роспись. А для интеллектуалов задам вопрос.
Как думаете – что это за сфера возле иконы? М? В комментариях отвечу)
Но зато вот объясню назначение вот того бруска, который чуть наискосок перед иконой – это держатель для руки.
Итак, раз уж мы погружаемся в нюансы миниатюрной росписи, то надо знать, что три самых известных промысла – это федоскинский, палехский и холуйский. Есть ещё и чётвёртая - мстёрская, во Владимирской области, но про неё почему-то вспоминают реже, но она есть и это тоже предмет гордости. Отличия не так уж заметны, но всё же имеются. Чтоб уж вообще были мы все подкованы, привожу текст целиком. Дорогу одолеет идущий, а все любознательные – вэлкам. Где ещё так доходчиво и компактно растолкуют да ещё и на примерах покажут?)
Вот они, примеры – для наглядности.
Ну а теперь прям под завязку набитые знаниями, идём расслабимся в творчестве.
Будем расписывать брошь.
Вот здесь показаны этапы росписи с соответствующими их названиями.
Так и мы приступаем поэтапно. На тёмную основу – белила. Иначе цвета поблекнут в чёрном. Потом на белила – первый слой – называется он – «покрас». А затем уже тона и прочие мелкие детали.
Акриловыми красочками лучше, быстрее сохнут.
А мастер потом нам ещё и подписала. Там настолько всё тоненько, как иголочкой. Увы, нам рисунки, как остальным, подправить не успели, времени не осталось. Ну и ладно, увезли чиста свои работы с подписью мастера)
Вооооот… Фууууух. Не расслабляемся, ээээй!)) Веселиться, так веселиться. Погнали дальше!
Теперь возвращаемся в Палех.
Здесь немного пройдёмся по улице, вот так же музей лаковой миниатюры, красивое кирпичное здание.
Внутри уж не фоткала, представление имеем)
Но зато вот про такую чудесную церковь не могу не сказать. Это Крестовоздвиженский храм.
Внутри довольно любопытные плотно покрывающие стены росписи.
«Росписи четверика, первоначально исполненные в 1800-е годы в смешанной технике, реставрировались в начале XX века, а затем в 1950—1960-е годы. Иконо-графической основной для них послужила Библия с гравюрами Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в конце XVII века. Однако русские мастера переработали композиции, взятые за образец, в традиционной иконописной стилистике, что, вкупе с традиционным же использованием графьи и несколько блеклыми, «фресковыми» тонами, придало им интересную двойственность.»
Но саааамое интересное, это то, что эта церковь - с пределом, который находится не на одной плоскости внизу с остальными, а на втором этаже!!
Видывали такое чудо али нет? Наверняка нет) Любуйтесь, бывает и такое.
Полумрак окружает, тишина, запах воска обволакивает здесь, наверху. Тепло и спокойно. Хотя очень необычно, честно!
Ладно, спускаемся, а то вон группа уже бредёт на выход. Это только ваш покорный слуга везде пострел-поспел))
В полумраке церковь очень красиво подсвечена, словно голубое пламя к небесам.
Но, что ж мы? Пятница жиж! Не будем только чаи гонять, а и погуляем от души!
Едем мы в хлебосольную деревню Понькино. Где и завершим наше путешествие за столом со щами, картошечкой в печке томлёной и солениями домашними. А так же самогоночкой, для настроения!)) Во-от они разносолы наши.
Кстати, щи здесь назвали «зелёными» и обозвали «эксклюзивом». Что неправда, ибо с детства едал я таких щей в своих Тверских губерниях, томлёные они были в печи, но назывались «серыми». Потому что эти щи делаются их самых нижних листьев под кочаном, вот этих отвисших лопухов, да) которые каждый приличный человек обрывает и выбрасывает или хрюшек кормит. А неприличный… варит ОЧУМЕННЫЕ щи, самые вкусные щи на свете! Намного для меня вкуснее они, чем из белой и даже квашеной белой!!!
Ммм….. *жмурюсь*
Да ещё нам тут под гармошку спели.
«Я поеду в город Шую, я гармонь куплю большую» (С) Это она, упомянутая в песенной строке – шуйская гармонь. Посмотрите, какая красавица!
Можно попеть, поплясать. Ух, наголосились вдоволь, кадриль потанцевали. Вот чайку ещё с пирожками.
Ну и сыто-пьяно – домооооой!
Гостеприимные хозяева долго-долго махали нам руками, стоя под снегом, который завихрился и понёсся с нами по дороге…
Вот как-то так) На этом всё, проехали мы с вами двухдневную поездку и города Ковров-Шую-Палех-Холуй и милейшую деревню Понькино!
Надеюсь, вам понравилось)
Всем хороших выходных и отличного настроения!
Комментарии (31)
21:59 01.03.20
20:51 01.03.20
19:49 01.03.20
00:47 27.02.20
00:20 27.02.20
17:10 24.02.20
17:09 24.02.20
17:07 24.02.20
17:06 24.02.20
17:03 24.02.20
16:58 24.02.20
16:56 24.02.20
16:55 24.02.20
16:54 24.02.20
22:45 23.02.20
19:40 23.02.20
19:08 23.02.20
15:59 23.02.20
15:54 23.02.20
14:08 23.02.20
12:44 23.02.20
00:36 22.02.20
00:22 22.02.20
22:13 21.02.20
22:00 21.02.20
21:51 21.02.20
21:51 21.02.20
20:47 21.02.20
20:43 21.02.20
20:41 21.02.20
20:38 21.02.20