Здравствуйте всем! Сегодня приглашаю пройтись по выставке изделий из стекла =)
Начнём с предметов из бытового стекла, и, конечно, со знаменитого советского гранёного стакана. Его я на выставке не сфотографировала, очень уж обыденным показался мне сей экспонат )) Но, думаю, большинство может посмотреть его у себя на кухне =) Его каноническую форму в 1940-х годах спроектировала советский скульптор Вера Мухина, известная своей монументальной композицией "Рабочий и колхозница" на ВДНХ в Москве. Грани стакана, помимо декоративной функции, выполняли роль рёбер жёсткости, а гладкий ободок позволял легко мыть стакан в посудомоечной машине, для которой он проектировался.
Сочетание формы и функции было характерной чертой бытовых изделий массового производства в ХХ веке. Такой подход позволил создавать гармоничные с точки зрения эстетики предметы, простота линий и цельный силуэт которых подчёркивали тектонику стекла.
Бутылка молочная, 1987
Аптечные флакончики, середина ХХ в, стеклозавод "Мариец"
Мухоловка с крышкой, 1930-е
Странный предмет! Покопалась и нашла принцип действия, делюсь! =)
В начале XX века вышла в свет брошюра Г. Гецова «Уничтожайте мух». В ней профессор подробно описывает, как действует стеклянная мухоловка: «Наливается сверху какая-нибудь привлекающая мух жидкость – сыворотка молока, настой квасу и т.д. Вход в мухоловку сверху закрывается пробкой. Муха забирается снизу в мухоловку и, не зная, как обратно выбраться, погибает через некоторое время в жидкости сосуда. Если убрать все крошки со стола, если прикрыть хорошо продукты, мухи за короткое время собираются в мухоловку массами». Проблема борьбы с мухами тогда была более чем актуальна – в стране свирепствовали эпидемии, а мухи являлись переносчиками брюшного тифа, холеры, дизентерии.
Первоначально мухоловка была статусным предметом и не все могли её себе позволить. Ещё в XVII веке Измайловский завод выпускал мухоловки для дворцового обихода, а в обычных домах они появились куда как позже. В произведении Александра Куприна начала XX века «На покое» один из героев уже упоминает об этом предмете: «Живём мы кучей, тесно и все друг о друга трёмся. Видал ты, в некоторых домах ставят такие стеклянные мухоловки с пивом? Наберётся туда мух видимо-невидимо, и все они в собственном соку киснут да киснут, пока не подохнут. Так и мы, брат Саша, в своей мухоловке закисли и обозлились».
Банка-крынка, 1950-е, Можгинский стекольный завод
Бутылка, вторая половина ХХ в
Аптечные флакончики, середина ХХ в, стеклозавод "Мариец"
Перейдём к стеклу художественному. Немного информации )
Наряду с успехами в промышленном производстве стеклянных предметов, в СССР развивалось художественное стекло. Появлению такого направления в искусстве способствовал процесс переосмысления значения объекта в пространстве, начавшийся в искусстве начала ХХ века и особенно сильно проявившийся в 1960-х годах. К форме и функции, необходимым атрибутам декоративно-прикладного искусства, добавилась идея, что существенно поменяло восприятие предмета, сделав его самостоятельным художественным объектом. Стекло стало полноценным пластическим материалом, дающим возможности для создания авторских произведений искусства. Пластичность, тягучесть, прозрачность стекла диктовали визуальный облик новых форм.
Яркостью и смелостью отличались эксперименты художников, работающих на стекольном заводе "Красный Май" в Тверской области. Именно на этом заводе изготавливались огромные звёзды из рубинового стекла для башен Московского Кремля после Великой Отечественной войны.
Особенно интересен творческий союз двух художников - Константина Литвина и Елены Есиковой. В 1980-90-е годы супруги работали на заводе "Красный Май", где помимо заводских задач занимались экспериментами в области художественного стекла, работая, в частности, над визитной карточкой "Красного Мая" - сульфидно-цинковым стеклом. Этот вид стекла обладает богатейшей цветовой гаммой, за что его называют "русским чудом". Работы К. Литвина и Е. Есиковой сделаны в технике гнутого стекла - то есть почти полностью вручную, не отходя от печи, что позволило им сохранить в своих работах живость, пластику и мягкость линий. Имена художников завода "Красный Май" прочно вошли в историю отечественного стеклоделия, а их работы многократно отмечались наградами.
Кувшин с кружками, 1978, гнутое стекло, Слюсарев Г. А.
Ваза "Бочонок", 1940-е, урановое стекло, формовка, Мухина В.И., Ленинградский завод художественного стекла
Конфетница, 1970-е, урановое стекло, гнутая техника
Сосуд с чашками, 1976, гнутое стекло
Ваза, 1978, сульфидное стекло
Графин с рюмками, 1972, гнутое стекло
Далее - работы Литвина Константина Николаевича выполненные в авторской технике из сульфидно-цинкового стекла на заводе "Красный Май":
Ваза малая, 1986
Ваза высокая, 1986
Вазы красная, зелёная и жёлтая, 1987
Улитки, 1991, гнутое стекло, пескоструйная обработка, Есикова Е.Ю., завод "Красный Май"
(понравились! посмотрим со всех сторон! х) )
Вазы "Декабрь", "Январь" и "Февраль", 1972, стекло сульфитно-цинковое, гнутая техника, Шевченко В.Н., завод "Красный Май"
Теперь переместимся в Европу! История художественного стекла в Европе началась в Венеции. Именно там в ХIII веке открылись первые стекольные заводы. Муранское стекло - это символ высочайшего художественного мастерства и одна из визитных карточек Венеции. Своё название муранское стекло получило благодаря острову Мурано, на котором располагались стеклодельные мастерские. История муранского стекла насчитывает более восьми столетий. XV-XVII века считаются эпохой мирового господства Венеции в области стеклоделия. После оккупации города французскими войсками в XVIII веке и закрытия стекольных заводов возрождать производство пришлось практически с нуля. С XIX века это красивейшее ремесло переживает ренессанс, продолжающийся до сих пор.
Для производства муранского стекла традиционно использовался песок из французского леса Фонтенбло, один из чистейших в мире. Песок нагревался до температуры 1200-1400 градусов Цельсия, превращаясь в стеклянную массу. Специальный инструмент стеклодува - стальная трубка в деревянном кожухе с мундштуком на одном конце и утолщением для забора стекла на другом - практически не менялся с XIII века. Все изделия из муранского стекла до сих пор выполняются вручную.
В конце XVI века стекольные заводы начали появляться и в других странах Европы. Многих художников привлекал этот материал, и в XX веке некоторые стекольные мастерские и фабрики сотрудничали с художниками и дизайнерами. Результатом одной из таких коллабораций стала ваза "Савой" финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто, которую он спроектировал в 1936 году для конкурса дизайнеров стекла, организованного фабриками Karhula и Iittala. Очертания вазы напоминают изгибы береговой линии, волны, облака, складки одежды. На финской фабрике Iittala вазы и сегодня изготавливаются вручную, поэтому каждая из них обладает своими уникальными чертами.
Ваза "Савой", 1936, Алвар Аалто. Произведено в Финляндии выдуванием в 2010-е годы.
Лампа, 1970-е, Италия, выдувание, муранское стекло
Бокалы, рубеж XIX-XX веков, Италия, муранское стекло
Ваза, 1980-е, Чехословакия, гнутое стекло
И последняя наша остановка - витражи! =) Витраж - одно из самых завораживающих направлений в изобразительном искусстве, в котором свет выступает как полноценный автор, преображая стекло и наполняя его внутренним свечением. Витражи могут быть разного размера - от небольших интерьерных светильников до монументальных пространственных композиций из литого стекла.
Технология изготовления литого витраж является одной из самых сложных. Каждый модуль стекла отливается вручную в специальных формах. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм, придаётся поверхностная фактура, которая усиливает выразительность, преломляя световые лучи в глубине стеклянных фрагментов. Для скрепления фрагментов используется цементный раствор и металлическая арматура.
Особым мастерством отличаются литые витражи удмуртских художников-монументалистов Станислава Медведева и Геннадия Слюсарева. Так как в Удмуртии не было традиции художественного стеклоделия, а только бытового и промышленного, все части их витражей отливались в Белоруссии на стекольном заводе "Неман", после чего доставлялись в Удмуртию и монтировались на подготовленных объектах.
Триптих "Уральские самоцветы", 1985, Медведев С.С., литой витраж, металл
(работа подсвечена сзади, но не очень хорошо, потому витраж во всей красе рассмотреть не удалось, к сожалению)
Витражи по мотивам удмуртской легенды об Италмасе, С. Медведев и Г. Слюсарев
(это одни из немногих сохранившихся произведений этих авторов, поэтому сегодня они представляют особую ценность и являются уникальными памятниками монументального искусства Удмуртии ХХ века)
А я о-бо-жаю витражи!! =}
На этом завершим сегодняшнюю нашу прогулку =) Надеюсь вам было увлекательно и познавательно! А где-то, даже может быть, и ностальгично ))
Только оставлю для любопытствующих ещё ролик по стеклодувному мастерству =)
Комментарии (61)
23:52 18.04.20
21:46 18.04.20
21:10 18.04.20
20:55 18.04.20
14:52 18.04.20
14:44 18.04.20
14:37 18.04.20
14:19 18.04.20
14:11 18.04.20
13:22 18.04.20
13:22 18.04.20
12:35 18.04.20
12:14 18.04.20
11:14 18.04.20
00:54 18.04.20
15:26 17.04.20
15:10 17.04.20
15:07 17.04.20
15:06 17.04.20
13:23 17.04.20
13:12 17.04.20
13:07 17.04.20
10:04 17.04.20
00:09 17.04.20
00:05 17.04.20
00:02 17.04.20
23:06 16.04.20
22:58 16.04.20
22:19 16.04.20
21:47 16.04.20
21:42 16.04.20
19:29 16.04.20
18:44 16.04.20
18:32 16.04.20
18:26 16.04.20