Горы высоки и чиста вода...

Доброго дня!

Сегодня хочу немного поговорить о пейзажной живописи Китая и показать вам выставку нашей  соотечественницы, Анны Донченко, художника и каллиграфа.

Удалось попасть как раз на открытие и аккурат за недельку до всеобщей самоизоляции. И как мы позакрывались, так и выставка хоть и не закрылась, но словно заснула на время, дожидаясь своего зрителя, который, конечно же, придёт. Потому что, сколько фотографий ни показывай, сколько онлайн просмотров ни устраивай, а живопись, тем более китайскую, надобно смотреть вблизи и в реале. Ну а я пока побеседуем и посмотрим немного, потому что не у всех же есть возможность…

Ну а пока немного расскажу о таком наиважнейшем жанре китайской живописи, как пейзаж. «Шаньшуй», так он называется по-китайски, что означает горы и воды. На самом деле я до сих пор пытаюсь как-то осмыслить тот факт, что жанр пейзаж в Китае уже появился в 6-ом веке и формировался в течении пары столетий, активно развивался, расширялся, имел особенности, законы и принципы, когда как в европейской живописи пейзаж, как самостоятельный жанр дай бог отколупнётся веке в 16-ом.

Вот недавно довелось прочесть в книге «История китайской живописи», что уже в 6-ом веке в Китае некий Чжань Цзыцянь уже был очень хорош в пейзажах и его картина «Весенняя прогулка» - старейшее, дошедшее до нас полотно в жанре шаньшуй.

На ней изображает третий весенний месяц – зелёные яблони, а знатные мужчины и женщины прогуливаются на фоне зелёных гор и синих вод. Возвышающиеся горные вершины и покрытые рябью безбрежные воды озера написаны мастерски и создают ощущение отстранённости и присутствия одновременно.

Художники 10-ого века основываясь на пейзажной живописи предшественников, продолжили внимательно исследовать и познавать природу. Изображения гор и вод стали более ориентированы на выражение художественного замысла. Каждый мастер искусно изображал объекты разных регионов, формировал разные стили и направления.

Дун Юань «Жители, приветствующие сошедшего дракона»

К 13-ому веку шаньшуй стал основным жанром и получил широкое распространение. Художники всё так же подражали предыдущим мастерам, но наблюдали больше за природой, сюжеты обогащались, укрепилась живая атмосфера, а подтексты стали безграничны.

Го Си «Ранняя весна»

К 14-ому веку мы можем с уверенностью заявить, что пейзаж окончательно перестаёт быть просто изображением природы и наполняется аллегориями и концептами от и до.

Изображения загородных прогулок сменились изображениями уединённой жизни в горах. Художники, которым была неинтересна служба, жили отшельниками. Своё миропонимание и точку зрения они высказывали через картины, уделяя большое внимание чувствам, переданным красками. Даже те живописцы, которые отправлялись жить в храмы, выражали свои мысли через изображение гор и вод, они искали своего рода духовное пристанище.

Отсюда так много где встречающейся информации и красивой аллегории, что пейзажные свитки – это своего рода икона для китайцев. Важной деталью становится то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности.

Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение. К 17-ому веку пейзаж разделился на два направления: консервативный и новаторский. К тому же начало чётко проникать в китайской изобразительное искусство веянье западной цивилизации и приезжих художников.

И далее мы неизбежно приходим к современному китайскому пейзажу. Однако не стоит думать, что всё так там стало просто) Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины. И здесь так же не отменяются классические линии и мазки, которые являются базовой основой всей китайской живописи и передают объём, полноту и фактурность только за счёт особенной художественной выразительности.

На этом пока умолкну, потому что и так много текста вышло у меня, но по основному пробежались.

Таки о самом же главном – о выставке, о непосредственном соприкосновении к искусству, пронесённым через столетия.

Все картины А. Донченко были написаны в провинции Уюань. В августе 2019 эти работы были представлены на её персональной выставке в г. Гуанчжоу, организованной Обществом Дружбы с зарубежными странами провинции Гуандун и посвящённой 70-летней годовщине установления дипломатических отношений между Россией и Китаем.

Немного о художнице можно прочитать вот в этой визитной карточке…



...а картинами можно полюбоваться и так, без комментариев.

Но я всё-таки скажу, мне очень нравится эти сильные, уверенные мазки, они делают горы харАктерными, и, кажется мне, отражают внутреннюю силу и художника, сколько в этом напора, силы, мощи, УХ! С цветом Анна довольно смело обращается, аж завидно!))

хотя это известные оттенки, они иногда словно делают отсылку к традиционным сине-зелёным пейзажам.

Ну и чтобы понять, откуда взято вдохновение, немного расскажу об упомянутом уезде Уюань.

Уюань находится на северо-востоке провинции Цзянси, к северу от города Шанжао. Уюань известен как «край книг», «край чая», среди туристов уезд популярен своей культурой и экологией, люди называют его «красивейшим селом в Китае». Уюань – туристическая зона, учтённая государством. А местные жители прилагают немало усилий, чтобы превратить уезд в мировой экологический заповедник.

Здесь отличная экологическая среда -- густой лес, зеленые горы, прозрачные реки. Скрыты в зелени или отражены в воде десятки красивых древних сел в старинном архитектурном стиле хуэй. И немного фотографий.

Надеюсь, скоро мы все сможем завершить эпопею с самоизоляцией, и законсервированная более чем на два месяца выставка снова примет гостей. Вход бесплатный, библиотека имени им. Л. Украинки ждёт посетителей и любителей китайской живописи. Страна должна знать своих героев!)

Всем удачи и хорошего настроения!

Теги: нет

Предыдущий пост: Бамбук. Все посты Taiklot Следующий пост: С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, константин1977!
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (28)

Taiklot 
21:01 08.11.20
Tressa, непременно передам ей все похвалы, как будет возможность) Спасибо большое и за интерес к моим информационным выкладкам. Чувствую, ты прям серьёзно подошла к вопросу, ееее!)))
Tressa
20:57 08.11.20
«Шаньшуй» - это вот прямо моя тема! На горы, леса и воду (хоть речка, хоть море) могу любоваться бесконечно ))) Ещё обожаю когда рисуют небо ))) Ну и цветочки разные, что уж там ))) Поэтому всё, конечно же, понравилось и было интересно почитать про историю искусства. Спасибо за это!!! Картины А. Донченко впечатлили, но более утончённые и изящные мне нравятся больше. Такие как Го Си «Ранняя весна», вот от неё я в восторге ))) А у художницы больше всего понравились дерево и пейзаж с ярко синим туманом. Или что там такое мистическое и неземное. Такое ощущение, что под этим туманом, как и под настоящим, скрыт нарисованный пейзаж - горы, дома, речушки... Т.е. они точно-точно нарисованы, но из-за тумана их не видно ))) Классно! Спасибо за посещение выставки!!! )))
Taiklot 
18:46 14.05.20
константин1977, замечания - тоже)) Хотя она говорит, что очень сложно говорить людям "как лучше")
константин1977
11:52 14.05.20
Taiklot, это очень хорошо, что твои работы ей нравятся, значит идешь в правильном направлении) Все-таки похвала или одобрение Мастера всегда хорошо стимулируют на дальнейшую работу..
Taiklot 
00:00 14.05.20
константин1977, пожалуйста!) Именитый автор, да, но, как говорится, широко известен в узких кругах. однако - культуру в массы, вот и стараюсь. Но мои южносунские пейзажи ей в целом нравятся. потом покажу тоже свои работы, для примера)) Буду углублять и расширять, как раз работаю над этой темой. Надеюсь, будет не только грузово, но и увлекательно *смеюсь* А вот про дракона - оч.интересно ты подметил, эта такая тема любопытная, мне бы тоже хотелось рассказать вот про этих драконов в горных хребтах, так как мне кажется, что это - не случайно. В общем, бро, не теряюсь, побегаю по горам, как кОзел, и прибегу к тебе в Таверну к харчам и ... секси-официанткам, так как хвост дымится ваще! ХД
Zen_TriX
20:23 13.05.20
= ящерка =, не смотрел, но собирался. Меня пока временно отштормило к Китаю. XDD Когда прибьёт обратно к ЮК - даже не знаю. Спасибо, обязательно гляну!
константин1977
20:16 13.05.20
Тай, большое спасибо за очередной отличный пост, на сей раз о китайской живописи в стиле Шаньшуй) Было очень интересно почитать исторические справки и краткое введение в курс молодого бойца про данную китайскую древность. Вот век живи - век учись. Старинные картины очень понравились, в них живет дыхание старины и связь между прошлым и настоящим, в котором мы живем. Да, по художнице Анне Донченко ты тоже немало удивил, очень именитый автор получается. С немалым интересом прочитал про нее всю информацию, очень круто, выше только звезды. Заслуги и достижения впечатляют.. По работам и, в целом, по стилю, если честно, то мне не совсем он импонирует, не мое, красиво, но однообразно и мало жизни (живности) натуральной. Из всех картин больше всего понравились горы и селение в цвете крыльев воробья, также отмечу оригинальную картину с синим, как-будто дракон лежит отдыхает.. После твоей серьезной лекции по бамбуку я понимаю, что и здесь тоже все очень непросто и это не обычные мазки по холсту или бумаге. И тем более, если учителем был китаец-мастер своего дела и выставки проходят с успехом в Китае. Уезд Уюань удивил своей почти нереальной неземной красотой, да еще и фотки прямо супер..
= ящерка =
20:01 13.05.20
Zen_TriX, а вот Художник ветра ещё - один из самых моих любимых сериалов =) https://doramatv.live/the_painter_of_the_wind
Taiklot 
17:13 13.05.20
Zen_TriX, цзыньк - чаркой о чарку!)) спасибо. у гор тоже своя разная энергетика, в зависимости от их возраста. И хотя горы - это янь, но всё-таки рассыпающиеся, старые горы уже, говорят, дарят энергию инь, такую текучую, расслабляющую, не не бодрящую, как молодые горы, к примеру, Кавказские. Гляди, какие там все бодрые с кровью кипящей, ух!!!)) Хотя всё лучше в сочетании гор и вод. Гор и туманов. Вот в горах Циюньшань, когда там были слишком долгие туманы, мне стало плохо, а кого-то ну оооочень радовало. Дескать, покоооой, расслабление...а мне уже хоть тиной покрывайся, муторно и тошно. В общем, энергия инь меня чересчур задавила ХД Зато как солнце - всё, я прям дрыыыынн-дын-ды-дын, ДРРРРРЫЫЫЫН - ДЫН -ДЫН!!! Портрет красавицы-хороший фильм, мне тоже понравился!
Zen_TriX
15:57 13.05.20
Taiklot, о, я как всегда в полнейшем восхищении! Замечательный экскурс. Познавательный и эстетичный. Как большой фанат гор, могу с уверенностью сказать, что там своя, особенная атмосфера. Даже не так. Энергетика. Совсем не такая, как у леса например. И дело не только в визуальных отличиях. В ощущениях. С огромнейшим удовольствием просмотрел все картины. Возможно ещё и потому, что люблю исторические дорамы, в т.ч. и про искусство и различные ремёсла ( смотрел "Дневник Саимдан" и "Портрет красавицы") - фильмы как раз о художниках. О том. как они творили, что их вдохновляло и всё такое. Глядя на такие полотна, невольно закрываешь глаза и пытаешься представить, как рождалась эта картина, начинаешь рассматривать всё в деталях, чтобы постараться ничего не упустить, чтобы разглядеть посыл автора и уловить энергию переданного места... Это красиво.Это важно. Это приятно созерцать, получая эстетическое наслаждение. А если ещё почитать исторические справки и биографию художника, можно приблизиться к более полному осмыслению произведения. Спасибо огромное за этот вкусный пост. Я как тот наркоман. XDD У меня уже сформировалась периодическая необходимость, читать твои посты о путешествиях, посты константина1977 про гастрономические азиатские шедевры и ещё много вкусностей от самых разных обитателей grouple. Чему несказанно рад. Вдохновения и удачи! *чокаясь чаркой уже ставшего традиционным сливового вина*
Taiklot 
10:42 12.05.20
Кардинал Чань, спасибо! Всё, цель достигнута, о художнике знают, картины гляжены хотя бы так, на фото! *улыбается и сияет*
Taiklot 
10:40 12.05.20
Sunsmile, спасибо, очень приятно! И художнице - тоже, всё передам. Да, интересные места! Кажется для туриста - древность, а для них, место жительства. вот довелось пожить в горах Циюньшань, там тоже заповедник, туристы приезжают и маааальнькая деревушка в заповеднике этом прямо на скале, там и живут местные) А в Корее были, там деревни аутентичные показывают с ханоками, ходишь, смотришь, как в музее, а там - БАЦ! - и люди живут!)) Вооот, народ уже готов впитывать, чтоооож... *потирает ладони и разминает пальцы*))
Кардинал Чань
08:54 12.05.20
Мне было очень интересно! Спасибо! Жаль не посмотрю в живую( Но мне приятно знать, что такой художник есть!
Sunsmile
06:26 12.05.20
Спасибо за красоту! Есть что-то в этих картинах, что завораживает и заставляет остановиться, посмотреть внимательнее и почувствовать. Из картин художницы очень понравилось дерево, такое оно прямо живое, с характером. Фотографии тоже шикарные, даже не верится, что в подобных местах люди просто живут своей жизнью :))) Присоединяюсь к просьбе ящерки, тоже с удовольствием почитаю ещё и посмотрю ;)
Taiklot 
22:40 11.05.20
ЦветущаяВетвьСливы, картины Китая, особенно древнего - это что океан - ни начала ни конца, всё перетекает из одного в другое., всё в Дао. Нельзя сказать, что вот это важно, а вот это нет, помним ещё, что рисовали на свитках и разворачивать начинали целую... историю, у которой не было ни конца ни края. Как-то вот так пока)
Коричневый как крылья полевого воробья - нравится)) особенно на солнце) Не нашла линий, может у них ещё другие названия есть? Ну, кто во что верил, тот то и развивал, прославлял, поклонялся и пр. Кому тело, кому природа)) Спасибо за разъяснения)) китайская перспектива почему-то мне больше нравится, мягче что ли, не пойму))
Taiklot 
20:21 11.05.20
ЦветущаяВетвьСливы, очень интересно послушать о понравившемся. Это такой цвет называется "коричневый воробьиный", только разбавленный побольше, он похож на оранжевый. про пейзаж. ну теперь прям зудит расширить и углубить. я считаю пейзаж как жанр сформировал в Европе Брейгель, но безусловно и до нашей эры где-то в композициях художественных присутствовали элементы пейзажа. Но там другое, всё-таки искусство античности - антропоцентрично стопроцентно. Там человек главный, в скульптуре пошли и то дальше, сделав главным даже не совсем человека, а идею движения в человеке. но это уж совсем уже... И только китайцы сделали главным не человека, а именно пейзаж, как объект. вот это имею в виду, если вкратце, а вообще, наверное, надо развернуть)) и про перспективу. В китайской живописи она есть, но... особенная. Аксонометричная)) Учитывая. что мы имеем дело даже с философией в изображении, то перспектива здесь даже как бэ и ни к чему, но удаление и приближение поддерживается некоторыми строго запротоколированными приёмами. Кстати, перечень требуемых мазков и линий - это не только к пейзажу, это для всего, лица рисуются линией "блуждающая нить высокой древности", а для гор, к примеру, может подойти "линия, подобная финику"))
Замечательные картины)) Сразу пошла видео об Уюань смотреть) Спасибо художнице и Спасибо Taiklot))) Больше всего понравились у художницы первый рисунок; дерево; последний - там где воду расширили и "оранжевый". Цвет - вроде только оранжевый и зеленый, а так оживляют)) "классические линии и мазки" - сразу вспомнила бамбук, ааа, если на один лист бамбука было 3-4 правила, сколько же их для гор, воды и всё что между...))) Насчет пейзажей, мне кажется это не сравнимо, ведь не рисовали китайцы как мы, до пересечения с европейцами, а Рим до нашей эры на стенах и посуде уже имел пейзажи, просто перерыв устроили на неск.веков. Вот что не понятно, был ли в Китае период когда рисовали без соблюдения пропорций, без перспективы как в Европе. И почему мазки для природы изобрели, а люди, портреты все одинаково плоские, без затей. Картину, написанную в китайской манере, можно вставлять в небольшую твёрдую рамку с твёрдой подложкой, чтобы было меньше заломов или это обидит китайца? Всё такое прекрасное и нежное)) Присоединяюсь к просьбе = ящерка =)) Taiklot, Спасибо!
Taiklot 
23:47 09.05.20
= ящерка =, *смеюсь* если интересно - то сделаю)
= ящерка =
23:43 09.05.20
Taiklot, конечно, это всё интересно! Но я-то прочту быстро... Будет ли это стоить вложенного тобой времени и труда?.. Мне совестно просить о таком.
Taiklot 
23:14 09.05.20
= ящерка =, про печати вообще можно отдельный сказ, да и про пейзаж продолжить, про символику, про энергию ци, про то, как должно всё перетекать и пропускать воздух, а там 18 линий и прочее... Много примеров - просто туча необыкновенных картин, но...будет ли кому интересно? Работа солидная, пока печатаешь из книжек - запаришься. Если нужно - то займусь))
= ящерка =
23:11 09.05.20
Taiklot, поняла ) интересно про инь-янь, картина сразу полнее смотрится =) А то, что каждый владелец ещё свою печать ставит - это неожиданно )) и тоже интересно )
Taiklot 
23:01 09.05.20
yugana, раз приглашают и персональные выставки устраивают, то - да))
yugana
23:00 09.05.20
Taiklot,если и китайцам, то это о многом говорит))
Taiklot 
22:59 09.05.20
= ящерка =, печатей много это потому что с печатями вообще смешная штука. Чем древнее картина, тем больше на ней печатей. А всё почему... Вот нарисовал художник, чпокнул свою именную или вторую - которая передаёт вдохновенное послание... но если стишок ему дружбан-философ написал, то тоже чпокнет своё... А если эту картину подарили, то начинаааается, каждый хозяин чпокает на её свою именную печать. Может ещё припишет чего и тоже чпокнет, и если картина гуляет по рукам, то печатей соберёт - будь здоров. Нет, у жанра закреплённое название, но по сути оно отражает инь-янь, которое так же полностью представлено в пейзажах: горы - янь, а воды, в том числе и туманы - инь. Это базовые противоположности, слитые на картине и объединённые потом ци. Но жанр хуаняо - цветы и птицы тоже закрепленный, даже если на картине будут только цветы или только птицы.
Taiklot 
22:52 09.05.20
yugana, спасибо, с удовольствием делюсь выставкой, с разрешения автора - тем более. Мне нравятся её пейзажи и не только мне, но и китайцам, что важно)
= ящерка =
22:40 09.05.20
О! Интересно про "горы и воды"! Сейчас почитаем =) На первой картине очень много печатей! Но сама - красивая, нравится в цвете и как написаны горы и деревья, композиция тоже =) Жаль, плохо видно. И на остальных двух тоже довольно много печатей, как я вижу, интересно! Вторая тоже радует глаз тёплой палитрой - небо так и вовсе залито солнечным золотом =) Деревья и камни на переднем плане напоминают роспись на наших шкатулочках =) А вот третья картина - уже мрачная... Вот, кстати, интересно: называются пейзажи "горы и воды", а на картинах, по факту, ещё и деревья/леса, как правило, присутствуют. Интересно, почему их нет в названии? Они частью гор считаются? У Анны горы, вижу, такие острые, более привычного... европейского, чтоли?.. вида, менее дружелюбные... И пейзажи её, как будто, больше приближены к реальности... Мне более по душе горы округлые, сказочные, не хватает пустоты на картинах... Хотя, вот нравится вторая снизу картина (та, что длинная сверху вниз) - своей гармонией ) Домики на картинах похожи на те, что на фото =) А художница большая молодец, конечно =) Тай, спасибо большое за экскурс и выставку =) А я бы ещё подробнее почитала бы про пейзажи х)
yugana
22:05 09.05.20
Ух...завораживает! Картины действительно хороши)) Но и фотки провинции тоже прелестны))
Горы высоки и чиста вода...
Опубликовано: 09.05.20
Комментариев: 28
Пожаловаться на содержание поста
Меню