Доброго пятничного вечерочка, друзья!
Сейчас настроение такое, почти зимнее, но всё не до… Недозимнее, кароч, настроение в хмурый долгий ноябрь) А пока не закружило новыми впечатлениями, морозцем, огнями праздников, я, как в сказке, окунаюсь в летнюю негу и жмурюсь от удовольствия. Люблю я лес. Айда со мной!
В общем, перефразируя строчку из одного советского фильма: я Волчара, я житель лесной, дом мой стоит под высокой сосной… Ну, мой под сосной, а вот у кой-кого и в запруде на ручье. В этом году вокруг нашей деревни бобры прям осоловели совсем со своей тягой к работе. Запрудили нам всё напрочь. И вот с одной стороны получается – живая природа, звери обустраивают жилища… с другой – вся эта вода ползёт в деревню нещадно и спасай огороды кто может) Но потом что-то засуха началась, и бобры посидели-посидели да и ушли. Ну, в общем, и правильно, в лесу запруд можно ещё где угодно позапрудить, а здесь мало того, что народ постоянно вокруг ходит и ругается, пытаясь выжить с насиженного места, так и ручей пересох…
Но зато можно нам теперь спокойненько пройтись по болоту и посмотреть старательно возведенную бобровую хатку.
Во, какое строение отгрохали. Отгрохали и каждый раз упрямо его восстанавливали, когда злой председатель деревни весной её разваливал. Ну, что поделать, каждый своё защищал. Бобры были упорны. Вообще не ленились, делали всё крепко, на совесть. В итоге победили просто погодные обстоятельства.
Но бобры не сдались, придут наверняка опять, это я зуб даю))
Ну просто поразительно как они деревья валят. Это ж надо вот так прям ювелирно всё подгрызть и завалить. Учитывая, что я в теме, хоть и не зубами грызу, то точно скажу – я в восхищении. Гляньте, какие следы от зубов – ну стамеска – не иначе!
Ладно, идём уже из болота, а то комары одолели.
По тропе вглубь леса.
Птички сидят, провожают меня взглядом)
Кстати, чтоб время не тратить просто так, вы созерцайте, а я расскажу немного о деревьях. Вот о любимой сосне, к примеру.
В русских, украинских и белорусских песнях именно сосна часто выступает в качестве мирового дерева, в кроне которого вьют гнезда птицы, у ствола обитают пчёлы, а у корней — бобры, горностаи и соболи. С сосной, как с деревом культовым и почитаемым последовательно связывается функции медиатора, посредника между «этим» и «верхним» мирами, а также с «тем светом», где обитают души усопших. Сосна, как и другие хвойные деревья (ель, пихта, лиственница), тесно связана в обрядах и поверьях с темой смерти.
Возможно, это объясняется тем, что сосна, как и ель, дерево вечнозеленое, то есть противостоящее смерти и угасанию, символизирующее вечную жизни.
Вместе с тем, и сосна, и ель, как пахучие, смолистые и колючие деревья, нашли широкое применение в качестве оберега, в том числе и прежде всего в похоронной обрядности. Из ели (как и из сосны и березы) часто делали гроб, мотивируя это, в частности, тем, что ель (как и сосна) не позволяют покойному «ходить» после смерти.
Ха-ха, ну как, страшно?)
Ну ладно, ладно.
Кроме этого у сосны много значений. Вот в Китае, к примеру, это символ долголетия, вечной жизни, чего уж там мелочиться. Крепкий дух, стойкость – всё это о сосне.
Да, кстати, девчата, сосну возле дома тоже не сажайте, говорят «мужики водиться не будут». Кто пёр к дому сосну, а? – бросьте немедля!
Ну, мне не грозит, так что наслаждаюсь…
Сосна у южной веранды
Ли Бо. В переводах А. И. Гитовича
У южной веранды
Растет молодая сосна,
Крепки ее ветки
И хвоя густая пышна.
Вершина ее
Под летящим звенит ветерком,
Звенит непрерывно,
Как музыка, ночью и днем.
В тени, на корнях,
Зеленеет, курчавится мох,
И цвет ее игл —
Словно темно-лиловый дымок.
Расти ей, красавице,
Годы расти и века,
Покамест вершиной
Она не пронзит облака.
Я ж в искусство, поэтому смотрите чего даже у сосны имеется)
Сосновая шишка содержит двойную спираль Фибоначчи и паттерн Золотого сечения
Вот имеет и не подозревает, небось ХД
А пока суть да дело, выхожу к реке. Смотрю окрест. Не, ну как смотрю… половцев и тугаринов не высматриваю. Созерцаю просто. Люблю такие драматические пейзажи, берега рваные обрывистые, деревья нависающие…
А глянешь поближе – и тоже красота. Коряги, травка колышется, бабочки вот симпатяги.
Кстати, вот тут рисовал бабочек, покажу, как дело было, как рождалось всё это шыдевральное великолепие)
Посозерцал, топаю неспешно дальше…
Через тропинки и солнце…
Переступаю…
И поглубже куда, в бурелом…
О, какая красивая ягода, прям аж светится алым. Это кажись, ядовитый волчий глаз. Нет, не мой)
Не буду трогать.
А вот на рябину полюбуюсь.
У неё тоже есть значение.
Рябина издавна пользовалась почетом на Руси, о ней много сложено песен. Ветка рябины с рубиновыми ягодами воспринималась как символ Перуновой палицы, способной защитить человека от всех бед. У удмуртов рябина считалась священным деревом. Кто рябину срубит — умрет, — полагали белорусы. Ведьмы не имеют власти, где растет рябина. Эрзяне считали рябину «чистым» деревом.
В «Калевале» говорится:
Во дворе растет рябина,
Ты с уважением и заботой должен
Ухаживать за ней.
Это дерево свято,
Святые его ветви,
На его сучьях святые листья,
А ее ягоды еще более святы» (Porteous, 1928).
Или на дуб…
Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события — собрания, свадебные обряды, суды. В священных дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Там они совершали свои жертвоприношения, делали предсказания, составляя их в зависимости от шума деревьев и шелеста листьев.
Возле такого священного дерева становился неприкосновенным даже самый лютый убийца или вор. Рядом с молитвенным дубом стояли изваяния Перуна, Сварога, Велеса и других богов. В жертву приносились мед, брага, пиво, дикие звери. Взамен люди просили: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш — детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей». Погибших воинов сжигали на костре из дубовых сучьев, ибо «дуб — дерево мужчин, его пламя очищает душу воина».
Но дубу надо много света, поэтому под соснами не вырасти ему большим, зачахнет. А вот на краю леса или на берегах реки – эт дааа)
Малину лесную в рот закину и топаю дальше.
Вот в этом году грибов каких-то дивных повылазило – тьма. Никто не собирает, не знают – что это. В прошлые годы прям усеял всё паутинник фиолетовый, все аж рты пораскрывали, что за диво. А меж прочим – съедобный гриб.
Ну бог с ними, мы вот таких насобираем, от которых не надо по справочникам лазать.)
Пока идём, подброшу статейку любопытную, о культовых деревьях в Китае. Китайцами писана, думаю, не сильно соврали)
КУЛЬТ ДЕРЕВА В КИТАЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
А меж тем через поле – к берёзовой роще.
От слова «береза» происходит «бережа», а отсюда уже «оберег». Однокоренной (вероятно – производное) слово «берегиня» обозначало духа-хранителя человека (в частности – ребенка). Также берегиней называлась налобная плетеная повязка из кожи, которая не позволяла волосам растрепываться.
При этом береза исконно указывала на женское, точнее – девичье начало. Береза считалась деревом богини Лели, которая как раз и олицетворяла юность, красоту, весну, первую влюбленность.
А дальше - к тайному моему пруду. Есть в графском парке чёрный прууууд, там лилии цветуууут…
В этом года такая жара случилась, что пересох и пруд. И лилии сникли у берега, едва держатся. Вот удалось застать немного великолепия, распустился один цветок, являет красоту в тени и одиночестве… Бутон рядом лежит, на суше уже. И так он чудесен, хоть и участь его печальна.
Посижу здесь в тени, тиной подсохшей пахнет…
… посмотрю – и дальше…
А кому интересно, чтоб уж со всех сторон тему охватить, вот здесь подборочка у меня интересная о культе деревьев в Корее.
Культ деревьев, распространенный в Корее, представляет большой научный интерес: в нем нашли отражение различные стадии в развитии народного мировоззрения — от самых архаических представлений до сложных философских воззрений......
.......... В шаманской практике многих народов шаманское дерево выступает как дорога, путь. Л. Я. Штернберг отметил, что у тунгусских народов шаманское дерево называется туру (торо}, что значит «дорога, по которой шаман или его молитвы идут к небу». Близки к этим представлениям японские синтоистские ворота (тории). В практике корейских шаманов также существовал обычай воздвигать ворота (торёнъ), перед которыми шаман совершал молитвы о ниспослании благополучия душе умершего. В корейском языке слово торо означает «путь». Таким образом, шаманское дерево или ворота выступают как путь, дорога, по которой осуществляется связь человека с потусторонним миром, они являются символом связи мира человекам мира духов.
........ Правящая верхушка феодальной Кореи, стремившаяся удержать простой народ в рамках господствовавшей неоконфуцианской идеологии, проводила политику сохранения в низах древних традиций, культов и верований. Почитание деревьев было широко распространенным явлением в Корее до начала XX в. Путешественники, посетившие страну в конце XIX столетия, отмечали, что на дорогах там всюду попадались священные деревья и жертвенники. По древнему обычаю корейцев, писал русский путешественник Ф. Вебель, на каждом значительном перевале растет заботливо охраняемое дерево. Одиноко стоящие на перевалах и хорошо видимые издалека, деревья служили верным признаком горной дороги ". На ветвях таких деревьев висели куски бумаги и лоскутки, мешочки с рисом, старые платья и изношенные башмаки . Внимание путешественников привлекали как старые деревья, растущие на вершинах гор или холмов, так и сосновые рощи, вырубать которые было строжайше запрещено. Относительно характера культа деревьев в корееведческой литературе, как и в общих этнографических работах, существуют различные точки зрения. Некоторые авторы, в частности один из серьезных исследователей религии корейцев — X. Джонс, поклонение деревьям рассматривали как культ фетишей , X. Ундервуд — как поклонение духам деревьев и. Японские исследователи, проводившие специальные полевые исследования по народным верованиям, выявили, что корейские крестьяне часто поклонялись не самому дереву, а различным духам или демонам, пребывавшим на дереве или внутри его .
......... Имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют выделить несколько типов культа деревьев в Корее: поклонение деревьям, в которых заключена жизненная сила (сучонъ); поклонение древесному духу (моксин}; поклонение деревьям как вместилищам различных духов или демонов (наму квисин].
.......... Старые деревья, растущие у дороги, на горных перевалах или на границе деревни, корейцы окружали особым вниманием. Община их «усыновляла»: около них сооружали каменную насыпь, на ветки вешали соломенные жгуты. Такие деревья было строжайше запрещено ломать, тем более рубить. В народе до недавнего времени существовало поверье: тот, кто срубит священное дерево, которому более трехсот лет, непременно умрет . Нередко отдельные семьи имели свои священные деревья, обычно они росли около дома. Иногда семьи «усыновляли» отдельные деревья в священных рощах. Отличительным признаком такого дерева был соломенный жгут, прикрепленный к его стволу или ветвям;
.......... Когда ребенок тяжело заболевал, мать, оторвав от его одежды лоскуты и купив на свои скудные средства немного фруктов, риса и вина, несла их к дереву. Там, привязав к нему эти лоскуты и написав на бумаге просьбу, она размещала жертвоприношения у основания каменной кучи. Затем, стоя на коленях, упрашивала демонов болезни, причинивших страдания ее ребенку, остаться в лоскутах, а жизнь ребенка пощадить.
............ Ива наделялась чудесной, магической силой, способной возрождать природу и повышать плодородие почвы. Поэтому в посевной период в Корее повсеместно устраивались качания на качелях, привязанных к ветвям ивы.
............. Вечнозеленые сосна и кипарис были предметом особого почитании: с ними были связаны представления о королевских предках . Хвойные растения играют определенную роль в преданиях о происхождении родоначальников древних корейских родов. В Корее с древности существовал обычай сажать на могилах сосны или кипарисы, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения.
В произведении средневекового поэта Сон Саммуна есть такие строчки:
Я умру.
Чем стану тогда?
На самой высокой вершине Пэнлай
Гордой высокой сосной стану я.
Образ сосны на вершине горы в корейской средневековой литературе отражает общую устремленность культуры к своим мифологическим истокам, как полагает М. И. Никитина.— к мифу о женщине-солнце .
............В пользу древности представлений о связи человека и дерева ° может свидетельствовать сохранявшийся в Корее до конца XIX в. обычай захоронения на деревьях умерших от оспы детей, которых заворачивали в соломенные циновки и подвязывали к ветвям.
В общем, много текста, хоть и от души, но отдыхать пора. Тем более солнце садится, всё словно окутывается такой золотистой дымкой…
Можно снова к реке - закатом насладиться.
Сажусь, значит, на пенёк, вынимаю снедь и готовлюсь впитывать вечер и хмельного немного. А тут смотрю краем глаза – движение какое-то в кустах, кто-то словно совет ведёт приглушённо, но не человек. Замираю – жду. Меня, видимо, тоже оценивают на предмет опасности. Да ладно, давайте, кто там, у меня закусь с собой. Не трону.
И вот выходят гуськом – молодые утки. Выводок, видать, подросший. Посоветовались – и бегом к реке, на меня уж не глядят.
Хотя один остановился посмотрел. Это ещё кто тут кого бояться должен, с таким-то светящимся глазом, а?
Вскакиваю - и ну давай улепётывать от меня, даже не крякнут, что вот, привязался, окаянный! Просто скатились с крутого берега в воду, вот реально – кубарем – и поплыли стройно)
Закат скрашивает мой вечер самыми огненными красками. Прекрасный такой, сил нет. Наслаждаюсь, а то!
И шампанским, конечно.
На этом можно и закончить на сегодня, думаю)
Просто отдохнём.
Ваше здоровье!
И хороших нам прогулок, для души и тела!
Использованы источники:
1. Лесной фольклор. Древа жизни
и священные рощи В. Борейко
2. Сайт Священные деревья славян
3. Символика деревьев в традиционной культуре славян. Т.А. Агапкина
4. Сайт Корея.нм.ру
Комментарии (106)
16:19 12.12.21
13:11 11.12.21
11:39 05.12.21
11:24 05.12.21
11:17 05.12.21
11:02 05.12.21
10:54 05.12.21
10:50 05.12.21
10:46 05.12.21
10:45 05.12.21
03:15 05.12.21
23:20 04.12.21
20:31 04.12.21
18:48 04.12.21
14:12 04.12.21
11:58 04.12.21
21:16 03.12.21
21:14 03.12.21
20:37 03.12.21
20:36 03.12.21
20:35 03.12.21
20:23 03.12.21
19:59 03.12.21
19:39 03.12.21
19:35 03.12.21
19:33 03.12.21
16:04 03.12.21
15:36 03.12.21
17:21 02.12.21
18:22 28.11.21
15:02 28.11.21
14:29 28.11.21
12:41 28.11.21
12:39 28.11.21
12:37 28.11.21