Жизнь сильно напоминает мне берег Токийского Залива.
Уже не одно столетие прошло с тех пор, как я последний раз видел
Залив, быть может, теперь там все совсем иначе. Впрочем, как мне говорили,
за это время там мало что изменилось, если не считать презервативов...
Я помню огромное пространство вонючей мутной воды, холодной и
склизкой на ощупь, возможно, чуть более светлой и чистой подальше от
берега. Подобно Времени, вода то извлекает из небытия самые разные
предметы, то прячет их обратно. Каждый день волны Токийского Залива
что-нибудь да выбрасывают на берег. Что ни назови, рано или поздно вода
вынесет это на песок: мертвеца, раковины - белые, как алебастр, розовые
или желтые, как тыковки, они зловеще завивались в страшный с виду рог,
который, однако, так же безобиден, как рог единорога; бутылку, иногда с
запиской, которую чаще всего уже нельзя было прочесть; человеческий
зародыш; кусок отполированного дерева с дыркой от гвоздя - возможно,
частицу того самого Святого Креста; белую гальку, темную гальку, дохлую
рыбу, пустые рыбачьи лодки, обрывки веревок, кораллы, водоросли - словом
"не счесть жемчужин..." и так далее. Если вы оставляете предмет в покое,
то вскоре море забирает его обратно. Таковы правила игры. О, да-а - в те
времена в Заливе было полным-полно использованных презервативов -
полупрозрачных свидетельств вечного инстинкта к продолжению рода. Иногда
их украшал какой-нибудь вызывающий рисунок или надпись, некоторые были
даже с усиками. Говорят, теперь они уже исчезли, подобно клепсидрам
[клепсидра - водяные часы в древней Греции] и крючкам на одежде - их
уничтожили противозачаточные пилюли, которые заодно увеличивают молочные
железы: так кто же будет против?
Иногда, ранним солнечным утром, я бродил по берегу и освежающий бриз
помогал мне избавиться от мрачных воспоминаний о локальном военном
конфликте в Азии, который отнял у меня младшего брата. Изредка я слышал
крики чаек, хотя самих птиц не было видно. Это придавало пейзажу некую
таинственность и сравнение напрашивалось само собой: жизнь - это нечто
очень похожее на берег Токийского Залива. Все идет своим чередом. Волны
постоянно выбрасывают на берег странные, ни на что не похожие вещи. Одна
из них - Я, другая - ТЫ. Некоторое время мы проводим на берегу, быть
может, совсем близко друг к другу, а потом эта вонючая мутная жижа
проводит своими холодными пальцами по песку, снова забирая нас с собой.
Р .Желязны "Остров мертвых"
Роман частично посвящен Эрнесту Хемингуэю, и некоторые из его медитативных эпизодов написаны в стиле Хемингуэя. Через повествование Сэндоу Желязны представляет наблюдения за американской культурой 20-го века и за тем, как она менялась по мере создания или открытия других планет. Например, эпизод в роскошном городе земной колонии приводит к разглагольствованию о чаевых.
В конце концов Сэндоу отправляется в Иллирию, мир, который он создал как идиллический рай, но обнаруживает, что он серьезно пострадал. Враг - соперник Пейана, который, будучи ортодоксальным членом веры, считает, что присвоение имени Сэндоу было святотатством. Финальный конфликт разворачивается на Острове Мертвых, в центре большого озера. Это точная копия знаменитой картины Арнольда Беклина "Остров мертвых".
Комментарии (1)
13:34 15.08.23