Вы слышали историю про самое короткое драматическое произведение, которое написал американский писатель Эрнест Хэмингуэй?
Продаются детские ботиночки. Неношенные.
Краткость, сестра таланта. Впоследствии, стиль, разработанный Хэмингуэем стали именовать «бежевой прозой».
Если писатель хорошо знает то, о чём пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды
Техника, использующая элементы «теории айсберга», характерна не только для литературы, но и для других видов искусства — живописи, фотографии, кинематографа и т. д. Также используется в психологии, журналистике и других областях. (Википедия)
Можно сказать, что принцип «показывать лишь некоторую часть с целью додумать про остальное» характерен как для стиля женской одежды до начала 20 века, так и для некоторых кинематографических произведений.
Этот прием широко используется в данном аниме.
Авторы, причем, как создатели ранобэ и манги, так и режиссеры-аниматоры сознательно постарались свести к минимуму побочные ответвления сюжета, чтобы ясно и наиболее полно донести основную мысль. При этом они строго следовали выбранной ненавязчиво-легкой, с некоторым оттенком мелодраматизма и значительной долей юмора, манере повествования.
Сериал изначально задает позитивный настрой, можно даже провести аналогию с голливудским «кодексом Хейса», когда концепция кинематографических произведений состояла в том, чтобы «соответствовать нормам морали» и способствовать сохранению нравственных устоев тогдашнего общества.
Насколько я помню, в сериале нет прямо показанных сцен убийства людей или применения жестких методов допросов, пыток, членовредительства.
Герои испытывают чувство стыда, иногда с ними случаются конфузы и комичные ситуации, но нет сцен злонамеренного унижения и явного попрания достоинства человека, также как и принижения значимости существ иной расы.
Также сценаристы провели изумительную работу по умелому и тонкому выстраиванию сюжета, когда флэшбэки подаются в нужный момент, стиль повествования в основном ведется от 1-го лица, а воспоминания незаметно дают представление о ситуации в целом, или даже характеризуют новых персонажей и раскрывают подвиги героя одновременно.
Итак, о чем же данное аниме?
«Перестану быть героем».
Это как?
Жил-был святой Учитель, родившийся в святой земле Индиане, среди таинственных холмов к востоку от Форт-Уэйна.
Раньше он был механиком, но кроме этого у него были знания, полученные из других школ, и когда он прослыл мудрецом, люди стали приходить и спрашивать его совета.
Когда желающих получить его совет стало слишком много, он обратился к Богу, чтобы тот избавил его от непосильной ноши.
И Бог ответил ему, что желает ему того, чего желает себе он сам.
И тогда Учитель пришел к страждущим и сказал: «Я закончил».
Именно так и все и было в «Дневнике Мессии» Ричарда Баха.
А у нас аниме начинается…
В Прологе мы видим безжизненные руины под льющим с неба, холодным даже на вид, дождем.
Молодой человек с таким же застывшим выражением лица поворачивает голову в сторону кричащего ему о чем-то не человеческого существа и наконец-то делает шаг прочь, - или может быть вглубь? - из мертвого города.
Но это предыстория, сама история начинается тоже с усталых шагов нового персонажа.
Это тоже молодой, довольно совестливый, но все же позитивно настроенный энергичный и наблюдательный человек.
Он оглядывается по сторонам, вспоминая как сражался в этом же замке год назад, и отмечает большие проломы в стене, прямо над троном Королевы Ехидны, порванные занавеси и истлевшую ковровую дорожку.
Но кроме явных следов разрушения, он замечает и множество снующих тут и там рабочих, убирающих мусор и строителей, взобравшихся на строительные леса. Тут приставлены доски, а там, наверху, возле колонны, свила гнездо ярко-синяя пичужка.
Наш Герой с полным осознанием своего магического и физического превосходства над своими бывшими противниками, говорит, что победил их одного за другим, применяя те или иные навыки.
Однако, стоит задуматься над смыслом утверждения «победил».
Поверг в прах и рассеял по ветру? Нанес несовместимые с жизнью увечья? Раздавил физически и морально? Просто уничтожил врага в честном поединке, как Пересвет Челубея или представил на суд и приговорил к казни?
Нет. Герой просто победил.
Превзошел в силе и могуществе, но оставил в живых и даже не нанес сильных повреждений или явных видимых увечий.
И теперь он собирается вступить в набираемое новое войско своих поверженных врагов и всерьез считает, что те, если не с первого раза, то с десятого нехотя или с радостью согласятся?!
Да что ж это за такой Герой?
В том-то и дело, что герой у нас не просто герой, а Герой с агромаднейшей заглавной буквы!
Он и принять своего злейшего врага на аудиенции уговорит, и презентацию в духе лучших пиар-менеджеров устроит.
А уж готовых планов по внедрению тех или иных новаторских решений у него в запасе целый вагон и не маленькая тележка.
Наш герой настолько невообразимо крут, что находит подход к каждому из 4 главных помощников Королевы Ехидны, четырем Небесным Генералам. А в помощниках у Королевы Демонов и полукровка-демон, и зверолюд и сильнейшая магичка-суккуб, а также какая-то помесь человека с драконом.
У всякого своя жизненная философия. Один хочет уничтожить все человечество. Другой отказывался вступить в армию демонов, потому что считал, что захватывать мир людей, уничтожив все человечество плохо.
Одному из Небесных Генералов всего лишь 13 лет, другому 200 с лишним, третьему 16-17, самый период юношеского максимализма и буйства всяких гормонов. Соответствующий возраст, 38 лет лишь у самого простого и честного Генерала-вояки.
Казалось бы, поверхностная дань традициям аниме и соответствие канонам подростково-приключенческого жанра.
Но если вдуматься хорошенько и постичь так называемое «Откровение у холодильника», то подоплека явления столь молодых персонажей в качестве высокопоставленных руководителей может свидетельствовать о том, что кандидатов адекватного возраста на эти должности уже не осталось.
Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось.
Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал.
Однако, в соответствии с правилом половины стакана или правилом лимона, главный герой стремится видеть во всем положительную сторону, и даже потерпев неудачу, не зацикливается на поражении, а стремится испробовать другие варианты.
Постепенно, слушая внутренний монолог героя, в повествование вплетаются флэшбэки, раскрывающие пройденный путь Героя.
Изначально он и был тем самым отстраненным, холодным и в чем-то бесчувственным человеком, уничтожившим вторгшихся в человеческий мир демонов.
Раньше он уничтожал противников в буквальном смысле слова. (Например, в сцене Токио 2060 он убил крылатую фею)
Смыслом его существования было следование заложенным в его сознание приказам.
Раньше он не умел общаться с кем-либо, взаимодействовать в коллективе, не мог выслушать и научить чему-то окружающих его людей.
А теперь он не просто Финальный Босс, он Душа компании, он Генератор идей и олицетворение Вдохновляющей поддержки.
На изменения себя у Героя ушло ни много, ни мало, 3000 лет.
Наш герой Лео в 6 раз старше эльфа Леголаса! На 200 лет старше Галадриэль и ровесник последнего всеэльфийского царя Гиль-Гэлада и некоего Килли из манги «Блейм!» Нихэя Цутому.
Подведению итогов столь разительной трансформации героя посвящена большая часть истории, за исключением пары сюжетных поворотов, когда сначала мы думаем «вот же какой он предатель и гад», совершивший «моральный поворот» и перешедший вслед за Скайуокером на «темную сторону». А затем, нас осеняет другая догадка: "Неужели в этом и состоял первоначальный злодейский план?"
Это продолжение первого плана «стать снова нужным из-за угрозы нападения возрожденных запрограммированных на уничтожение людей его собратьев?»
Или уже другой, план по выявлению наследника некоего ценного артефакта?
План в плане, и еще куча других подпланов.
Ради сохранения светлого настроя и четкого объяснения целей, поставленных Героем, создатели аниме сознательно отказываются от углубления в мрачные детали мироустройства, а также избегают расширения заявленных рамок жанра.
Нам не скажут, погиб ли отец нынешней Королевы демонов в бою с непокорными бунтовщиками, или тихо скончался от демонической старости в своей постели.
Где жена человека-дракона, кто родители маленького ребенка-волка и как 16-летний мальчишка стал главой Гильдии убийц, убив предыдущего главу, или его талант и заслуги признали тайным голосованием на общем совете?
Кстати, наибольшую трансформацию показывают у 17 –летнего Мернеса, так называемого Генерала-без-тени. Он также является бывшим главой Гильдии убийц и к этому моменту уже не ставит себе цель уничтожить человечество. Одно время он планировал сделать это в составе войска демонов, а затем, если ничего не выйдем, убить Королеву Ехидну и возглавить уничтожение мира людей в соответствии со своим желанием.
Поворотной точкой стало осознание того, что его мечту, уничтожить человечество, может в два счета осуществить сам Герой,, даже не прилагая особых усилий.
Таким образом, его мечта обесценилась, потеряла свою привлекательность.
Этот Герой, того и гляди, может с легкостью, как уничтожать миры, так, наверное, и создавать.
По сравнению с ним, он и вправду, либо тварь ничтожная, либо его «вселенские» обиды мелкие.
Тут и раскрывается основная суть проблемы: главный герой, персонаж поистине планетарного масштаба. Если творит «добро», то во имя всего человечества, а последствия его злодейских помыслов и вовсе вселенского размаха.
И тут уже хитрый план героя и сюжет аниме делает очередной мозголомный твист.
Герой на самом деле решает завязать с геройством.
Не просто поменять полярность, и вместо положительного персонажа стать отрицательным букой и бякой, а закончить жизненный путь персонажа данной истории вообще.
И, казалось бы, вот оно, новый смысл сначала последней "гастроли" в роли "положительного героя", а затем есть веская мотивация для оформления логически оправданного самоубийства.
Но тут наш герой, в процессе улаживания вопросов наследования и передачи наследства внезапно обнаруживает, что сам с собой не до конца честен, и ему самому тоже требуется свежий взгляд со стороны и срочная психологическая помощь.
В осознании этих его проблем значительную помощь оказывает тот самый нервный 17-летний подросток, Генерал-без-тени.
В конце концов, кризис 3000-летия у нашего героя успешно преодолен.
Цель вторжения Королевы в мир людей (завладеть неким артефактом) в некоторой степени достигнута.
Казалось бы, тут-то можно спокойно почивать на лаврах и поставить жирную точку, а то и радостный восклицательный знак!
Но вот, - о, ужас! – нас настигает новое Откровение у холодильника: демоны пытались захватить мир людей не просто так, потому что они злые и хотят подраться.
В мире, где живут демоны настоящая необратимая экологическая катастрофа.
Раз уж демоны и маги не могут предотвратить разрушения своего мира в одиночку, то может быть это под силу нашему «старому Герою»?
Комментарии (1)
18:00 26.05.24