Сегодня на очереди "Бармен: Бокал Бога" (Bartender - Kami no Glass) – один из топов весеннего сезона, до которого, наконец, дошли руки. Да, большая часть тайтлов летнего-то сезона уже вышла, уже и анимэ осени стартовали, а я всё с весенним сезоном не закончил. Но как оно всегда и бывает, с топами сложнее всего. Сегодняшнее анимэ – не романтика, не исекай, не фэнтэзи и не повседневка, по крайней мере в привычном её понимании. Авторы попытались рассмотреть обычных людей и их жизни с позиции стойки бармена и исследовать их, подобно лучам тусклой лампы преломив сквозь цилиндры бокалов с напитками. Постарались определить для себя и ответить зрителям, что за люди бармены, как и чем они живут и что же такое этот самый бокал Бога. Задумка была очень смелая и непростая, поэтому качество анимэ во многом определяло то, насколько грамотно, продуманно она была реализована, насколько вникли в неё, прочувствовали авторы анимэ. Забегая вперёд, скажу, удалось им это более чем. Будто на дорогой витрине создатели предоставили вниманию зрителя целую палитру баров и барменов, передав атмосферу и колорит первых и обнажив не только мастерство и амбиции, но и ценности, судьбы, жизненные крэда последних. С самого начала тайтла авторы смело заявляют устами главного героя, что в мире есть два типа профессий, которым никак нельзя обманывать ожидания клиента: врачи с фармацевтами и бармены, тем самым с ходу предлагая зрителю разобраться и убедиться в правдивости данного суждения, посмотрев анимэ.
Но обо всём по порядку. Сюжет анимэ начинается со знакомства с сотрудниками отеля «Кардинал», недавно открывшегося в квартале Сиодомэ, что в Токио. Отель этот позиционируется как люксовый, поэтому директор отеля поручил сотрудникам своего отдела маркетинга найти действительно квалифицированного бармена в их бар – полноценный и аутентичный. Одним из требований он указал, что соискатель должен быть в состоянии приготовить некий бокал Бога, добавив, что, мол, когда попробуете, тогда поймёте. Так по начальником отдела Камисимой было отсеяно 30 кандидатов: в графе соответствовавших хотя бы основным требованиям красовался ноль, не говоря уже о бокале Бога. Его подчинённые, Курусима Мива и Хигути Юкари, обошли немало баров, приглашая кандидатов на место, но подходящих людей не нашлось, и кандидатуры подошли к концу. Они сетовали на расплывчатость критериев, предъявляемых кандидатам и трудоёмкость поисков. А про бокал Бога и говорить нечего – ведь если они не поймут, что же это такое, то бар так и не откроется. Обсуждали они это в парке на лавочке, и внезапно с соседней скамейки раздался звонок телефона. Дремавший на ней парень подорвался и лихорадочно стал пытаться ответить на звонок. Но с гаджетами у него было плохо, и он попросил девушек помочь ему с этой задачей. Заговорив по телефону, он ушёл восвояси, оставив на скамейке библиотечную книгу про барные напитки и коктейли. В итоге после совещания с начальником отдела, который лишь руками развёл, девушки снова отправились на поиски кандидатур, но, не преуспев, осели в какой-то забегаловке. Там они узнали, что бухгалтерия не покроет их «поиски» и мораль у девушек ещё больше упала. Внезапно в бар заходит тот самый парень, который дремал на лавочке в парке и оставил там книгу. Разумеется, молодой человек поинтерсовался у девушек, не находили ли они его книгу, на что Курусима ответила, что книга у неё на работе и она вернёт её в библиотеку, благо та недалеко. Парень просиял и ему принесли его коктейль. Бармен, держащий забегаловку, сказал девушкам, что их собеседник тоже работает барменом, и девушки решили было уговорить парнишу пройти экзамен. Но пока девушки вели беседу с хозяином, парень поблагодарил другого завсегдатая за прошлый раз, когда он забыл свой кошелёк и человек его выручил. Он было хотел вернуть долг, но обнаружил, что в этот раз забыл снять кэш в банке. Отметив его рассеянность, девушки сразу отмели свою затею. На следующий день, просматривая сети и форумы, девушки наткнулись на сообщения о секретном баре в Гиндзе с плавающим расписанием «Иденхол». Будучи закрытым длительное время, бар вновь недавно распахнул свои двери посетителям, а его бармен выигрывал конкурсы в Европе. С осторожной надеждой девушки предложили наведаться в этот бар, если покроют расходы, и Камисима им выдал бюджет. Каково же было удивление девушек, когда, придя по указанному адресу, они обнаружили за стойкой бармена того самого парня, который забыл книжку в парке на скамейке. Рю Сасакура, так звали парня, поприветствовал девушек, и те решили его испытать. Оба коктейля, которые приготовил Сасакура для девушек, оказались не только уместны и точно подобраны для каждой из них, но и выше всяких похвал, приятно поразив посетительниц. Кроме того, девушки могли воочию наблюдать его мастерство: так, Рю быстро сделал для одного из посетителей идеальный «Кузнечик» в стиле пускафе, не смешав жидкости, с чем не справлялись соискатели, которых приглашали на собеседование в отель. Так, за барной стойкой молодой парень предстал перед ними будто другим человеком. За беседой Сасакура пояснил поражённой вкусом коктейля Курусиме, что доверие клиентов врачам с фармацевтами и барменам нельзя обманывать потому, что у тех и у других одно и то же средство может стать как лекарством, так и ядом. Резюмировав, он описал Миву – её внутреннее состояние по деталям внешнего вида и жестам. Поэтому он решил, что обычный коктейль будет крепковат для уставшей девушки и уменьшил градус алкоголя, расписав приёмы и решения, которыми воспользовался при приготовлении. После этого Рю рассказал о значении английского слова “Bartender”, резюмировав, что бармен, подавая на стойку напитки, через них своей работой дарит посетителям нежность. Так, Рю просто хотел, чтобы гостья по ту сторону его стойки выпила то, что подходит ей в данный момент больше всего, тем самым невольно пристыдив Миву, решившую устроить парню испытание. Наутро девушки принялись нахваливать Сасакуру своему начальнику Камисиме. Они уже успели и информацию о нём нарыть, которую подали боссу в виде отчёта. За сим начальник попросил девушек подготовить документы, чтобы испытать парня в качестве соискателя на место бармена их отеля. Так состоялось знакомство двух сотрудниц с талантливым барменом, и у девушек появились какие-то подвижки в их неразрешённом вопросе.
Ещё на стадии анонса данное анимэ мне приглянулось оригинальными идеей, концепцией и наполнением – даже в рамках жанра корпоративной повседневности. Авторы тайтла вышли далеко за рамки того, чтобы просто умело и детально рассмотреть профессию бармена – пусть и сделали это со всех возможных точек зрения. Особенно хорошо со стороны самих барменов: обозначили суть их профессии, без прекрас показали их трудовые будни, изложили понимание своего ремесла каждым из персонажей. Сверх того создатели рассказали, что это за люди, об их ценностях, человеческих слабостях и амбициях, что движет людьми вставать на профессиональный путь бармена, о его роли в их жизнях, о следе, который оставляет бармен, следуя данному пути. Показали, как оканчивается жизненный путь человека, посвятившего жизнь барной стойке и посетителям. Со стороны последних рассматривались вкус напитков бармена, умение подобрать верный напиток под каждого клиента здесь и сейчас, навыки коммуникабельности. Работодатель к уже имеющимся аспектам рассматривал резюме барменов, навыки приготовления напитков, плавность движений… Помимо огромного внимания к профессии и людям, ей принадлежащим, очень порадовало отношение создателей к посетителям баров. Они не были представлены здесь как серая масса – у каждого была какая-то своя история и, несмотря на короткий хронометраж, авторы тайтла многих из них постарались как-то раскрыть, порой без прекрас прописав им в предысториях непростые судьбы. Даже тех людей, которых вспоминали лишь единожды за весь тайтл – и то по имени, авторы постарались очеловечить, придав им какие-то черты: привычки, манеры, слова, ими сказанные, поступки, ими совершённые, любимые напитки и т.д. – и такое внимание к деталям дорогого стоит. Всё это делает тайтл одним из тех немногих, где ценен не столько сам сюжет, а его наполнение. Возвращаясь к персонажам, следует отметить их неклишированность, прописанные им человеческие качества. Благодаря своей естественности персонажи органично вплетены в сюжет. Через диалоги действующих лиц, их раскрытие, поступки и слова авторы формируют эмоциональный фон тайтла. Говоря о последнем, то здесь он спокойный и серьёзный, во многом ностальгический, без каких-либо американских горок, поэтому рефлексия и немного драмы здесь присутствует, а вот юмора практически нет. Романтические линии также имеются, но в случае этого анимэ они здесь не ради самой романтики, а ради наделения персонажей человеческими чертами и придания анимэ нужных оттенков в необходимых местах. Такая романтика построена куда качественнее, чем в пресыщенных ей романтических тайтлах, полных клишированных ситуаций и сюжетных ходов, где романтические линии нередко оказываются бессовестно притянутыми за уши. Открывающие и завершающие музыкальные темы тайтла подобраны удачно, великолепно вписываются в атмосферу тайтла, поддерживая общий эмоциональный фон.
Переходя к смысловой нагрузке тайтла, скажу даже, что это анимэ о смыслах. Их здесь так много, что сюжет ими – простыми и глубокими, общими и частными, порой противоречивыми буквально пронизан и заполнен. Это анимэ о том, что если не менять вкус спиртного, можно встретить себя из прошлого, а в напитках сокрыты воспоминания о дорогих сердцу людях. Сколько бы эпох ни сменилось, вкус останется в памяти. Бармен не создаст воспоминания, которые остаются у каждого гостя, но созданные в баре воспоминания одновременно становятся и его историей. В баре всегда можно повидаться с прежним собой. Вместе с тем люди не остаются теми, что были день или секунду назад. Поэтому и коктейли, подаваемые ими, должны меняться. Анимэ о том, что бармены не прекращают свой путь: у их работы есть начало, но нет конца. Дело бармена – это не бизнес. Это не профессия, которую выбирают люди. Это жизненный путь, на который они вступают. Это образ жизни, которому отдаёшь всего себя. Суть работы бармена – помочь гостю покинуть бар немного счастливее чем тогда, когда он распахнул двери бара. Вместе с этим как бы ни было бармену тяжело, он не должен показывать это гостям. Бар – это место, где они пережидают дождь, и бармену должно протянуть им зонт. Тайтл о том, что в коктейле важнее всего сбалансированность. На самом деле Бармен смешивает в стакане напиток и воображение: как напиток, кружась в стакане, изменится к моменту, когда коснётся губ гостя. Анимэ о том, что незрелость подразумевает сокрытый потенциал для роста. Однако когда задумываешься о том, как угодить гостю, начинается твой упадок, как бармена. Бармен должен стремиться к безупречному вкусу, который поставит гостя на колени. Вместе с тем стремление сделать гостю приятно не обрести при помощи труда и опыта. Коктейли талантливого бармена способны тронуть людей за душу. Анимэ о том, что у всего есть два разных лица. Слабое освещение в барах за тем, чтобы никто не видел слёз гостей. Поэтому бар – загадочное место. Когда смотришь из-за стойки на гостей, порой видишь их настоящие лица. Тайтл о том, что бармен – секретный ингредиент, а гости – главное блюдо и главные герои бара. Они и создают бар в настоящем смысле. Поэтому не бывает так, чтобы гость в баре был не к месту. Если чувствуете себя не в своей тарелке, это вина бармена. Анимэ про то, что бар – это больница для израненных душ. И бармен – это врач, который заботится о душах гостей. Но больницы бывают разные. Бар может быть и полевым госпиталем. Гости, будто перемазанные в крови, опрокидывают стаканчик, чтобы хоть как-то протянуть один день. Бармен может многое узнать о госте по тем нескольким шагам, что он делает от входа к стойке и всегда делает напиток, который исцелит душу того единственного гостя, сидящего перед ним. Гости не забудут тот напиток, который их исцелил. Тайтл о том, что Божественный стакан – это величайший напиток, исцеляющий одинокие души, которым нет пристанища. Вместе с этим исцелить человеческую душу могут не деньги, не вещи, а только другие люди. Анимэ о том, что в жизни не всё бывает так, как хочется. Тот, кто на протяжении долгих лет хранил в себе тяжёлые воспоминания и сожаления, позволив этим чувствам вызреть, подобно виски, становится по-настоящему взрослым. У людей на роду написано оказываться в плену накопившихся сожалений – маленьких шипов, вонзившихся в сердце. Поэтому самая важная работа для человека – это просто жить и не останавливаться. У людей нет права на смерть, т.к. ваша жизнь принадлежит не вам. Тайтл про то, что нельзя научиться чему-то просто слушая другого. Запоминаешь только то, чего добился своими терзаниями, мучениями, потом и кровью. Никогда не ошибаются в работе те, кто ничего не делает. Ошибки – свидетельство нашей жизни. Если усердно трудиться, совершённые ошибки станут твоими уроками. Стать профессионалом несложно. Самое сложное – им оставаться. Что значит оставаться профессионалом? Оставаться профессионалом - значит сносить стены своими силами. Анимэ о том, что жертва – то, что заставляет взбираться по карьерной лестнице. Никому не удавалось сделать карьеру, ничем не пожертвовав. Если не продолжать побеждать, все предыдущие жертвы будут напрасными. Тайтл про то, что человек оставляет другим лишь воспоминания о своей жизни.
Таким образом, перед нами предстаёт ламповое, атмосферное анимэ, к просмотру которого лучше подходить вдумчиво и с серьёзным настроем. Оно явно не на одну голову выше тех, за которыми принято «убивать вечерок». Вместе с этим я получил огромное удовольствие от просмотра. В каком-то смысле у авторов получилось, умело подобрав и собрав различные элементы и составляющие, создать божественный тайтл подобный тому Божественному стакану, который искали герои этого анимэ.
Комментарии (12)
19:39 19.11.24
14:12 19.11.24
13:48 19.11.24
08:05 19.11.24
19:22 18.11.24
19:11 18.11.24
14:39 18.11.24
13:28 18.11.24
13:21 18.11.24
13:02 18.11.24
18:16 17.11.24
17:43 17.11.24