Работа была заказана Микеланджело, и, когда три года спустя она была завершена, на совете попечителей было решено поставить ее на площади перед Дворцом Синьории — в качестве символа города и свидетельства непреклонной воли и героизма его граждан.
Более чем четырехметровая мраморная фигура Давида представлена в позе «контрапоста» (вся тяжесть тела перенесена на одну ногу): выбор именно этой позы явился очередным доказательством преклонения Микеланджело перед античной скульптурой.
Мускулистая шея, тщательно вылепленное, прекрасное лицо с волевым, полным решимости, взглядом придают облику Давида черты настоящего героя, причем героя-мужчины, а не хрупкого мальчика, каким его традиционно изображали художники и скульпторы. Кроме того, Давида обычно представляли с головой поверженного Голиафа в руках или у ног, а Микеланджело предпочел запечатлеть момент, когда Давид только готовится нанести Голиафу смертельный удар...
Когда скульптор завершил работу над гигантской статуей в мастерской, потребовалось целых три дня, чтобы перевезти ее на площадь Синьории. В 1873 году Давид снова «переехал» — на этот раз в один из залов Музея Флорентийской академии изящных искусств, а его место перед Дворцом заняла копия.
Бернини
На заре Нового времени, точнее даже сказать - на переломе эпох, к образу Давида обратился выдающийся скульптор, архитектор, живописец, декоратор Лоренцо Бернини - основоположник стиля зрелого барокко. Его "Давид "создан в 1623 г. Скульптурные композиции этого времени характеризуются особенной напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то перемен. Теперь именно общество является центром, все рассматривается через призму его интересов.
Скульптор запечатлел сам момент схватки и предельного напряжения сил, моральных и физических. Тело героя закручено в тугую спираль, что дает невиданный ранее заряд пластической энергии. Мышцы всего тела напряжены и готовы к борьбе. Фигура резко смещена со своей вертикальной оси — стремительным наклоном корпуса вправо, широким взмахом шага с упором на правую ногу. Лицо сведено гримасой ярости. Особо резко подчеркнут рот, сжатый до такой степени, что губы фактически не видны — видимо, боец закусил их до крови.
Таким образом, мудрое равновесие образа, уверенность в своих силах — то, что подчеркивалось скульпторами Возрождения, — для Бернини, мастера XVII в., было уже недостаточным. Ему нужны бурные эмоции, жизненный трепет, то есть чисто человеческие страсти, которые он великолепно воплощает в мраморных формах Давида.
Давид у Бернини - взрослый мужчина, перенесший множество испытаний. Хочется особо подчеркнуть, что в этой статуе Бернини выходит за рамки господствовавшего в его время стиля барокко. Он, как и мастера Ренессанса, ставит в центр своего произведения проблему человека, но звучит она уже совершенно по-иному. В противовес завершенному действию в статуях Донателло и Микеланджело, спокойно-уравновешенным гармоничным героям Возрождения, Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен . Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме "Давида", поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма совершенно нового типа.
К образу Давида обращались крупнейшие мастера: Донателло, Микеланджело, Бернини. Они создали статуи, не просто вошедшие в золотой фонд искусства, а ставшие этапными в развитии мировой скульптуры. Если говорить о художественной эволюции образа, то он все дальше уходил от библейской первоосновы. Нарастал драматизм сюжета. Донателло изображает победоносного Давида, Микеланджело - готовящегося к схватке, уверенного в своих силах. У Бернини мы видим разгар боя, причем в композиции ничто не указывает на его победоносное завершение. Усложняющееся содержание вело и к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (ранний Ренессанс - подросток; высокий Ренессанс - развитый юноша; Новое время - взрослый мужчина). Соответственно, и выглядел он у мастеров по-разному. Таким образом, через образ Давида мы можем проследить, как эпоха влияет на изображение обнаженного мужского тела.
Комментарии (8)
14:10 20.04.14
14:05 20.04.14
14:04 20.04.14
13:49 20.04.14
13:22 20.04.14
13:13 20.04.14