Человек высшего блага подобен воде:
Вода – благодетель всех вещей и ни с чем не борется,
Скапливается в местах, которых люди сторонятся.
Вот почему она близка Пути.
Жилищу благо – твердая основа,
А сердцу благо – бездонная глубина.
Общению благо – радушие.
Словам благо – доверие.
Правителю благо – порядок.
Работе благо – умение.
Деянию благо – своевременность.
Никогда не вступай в борьбу – и не потерпишь ущерба.
(Лао Цзы, Книга о Пути жизни (Дао-Дэ цзин), глава 8 )
Итак, сегодня мы проснулись в горах Циюньшань. Раньше их называли Белыми горами, затем стали величать, как ныне, что означает: «гора, высокая, как облако»
Не то чтобы эти горы были прям уж сильно высокими. Они древние, слоистые. И самая их характерная особенность – они почти всегда в туманах.
Отсюда и будем мы постигать характерную живописную особенность многих китайских традиционных картин о горах в туманах.
Но сегодня утро выдалось солнечным и жарким.
Поэтому отправились мы на прогулку к озеру и на первое своё занятие цигун.
И, пока идём, немного расскажу о том, чем ещё славны горы Циюньшань. Ведь не зря я начала пост с изречения великого китайского философа Лао-Цзы.
Горы Циюньшань – одни из четырех «колыбелей» даосизма.
Даосская деятельность в горах Циюньшань берет начало между 758 и 760 гг. во время правления династии Тан, когда даосский монах Гун Сися пришел сюда заниматься самосовершенствованием. Множество храмов, капищ, святилищ – всё это наследие многовекового расцвета в этих краях даосской культуры.
Вот и первый из них, построенный в скалах. Один из самых известных, построенных в 16-ом веке.
Называется – Дворец Императорская Раковина.
Видны внешние ворота, открывающие вход в три зала. Но сам храм – в скале. Между вот этой внешней стеной и навесом скалы – зазор, куда и проникает свет. А вот дождь, говорят, не попадает.
Сфотала очень интересный зал. Даосы-мудрецы летят на журавлях.
Тут меня тоже пожурили, но стирать фотки не заставили: так что вот – уникальные фотографии интерьера и изумительной скальной скульптуры.
Стела вот на черепашке. Помним же про черепашек, да?)
А это гингко билоба. Как-то уже упоминала о нём, доисторическое дерево. Здесь особенно заметна его древность. Словно посланник другого мира устремляет он свои могучие прямые сучья-копья под одинаковыми углами. Смотришь на него - и реально ощущается некая инородность.
А это местный бобик. Даосские собаки воспитанные. Или просто даосы – спокойные, негневливые и не лают. Они даже к нашему столу бегали с другими собачками по очереди))
В одном из прошлых постов я рассказывала о буддизме в Китае. Но буддизм – религия пришлая, хоть и хорошо прижившаяся, даосизм же – это детище местного розлива. Пожалуй, намного больше, чем религиозное воззрение.
Образ жизни, мыслей.
Но немного поподробнее об этом, иначе мы не сможем понять многих нюансов. В становлении китайской живописи в том числе.
В общем, пока основы, потом приступим к деталям, которые помогут разобраться в живописи.
В любом случае, надо отметить, что в наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун - все эти практики выросли на базе даосизма.
Вот и идём мы заниматься. Я никогда не практиковала, но посмотреть было любопытно. Пока не приобщалась.
Надо отметить, что база-то цигуна – это даосизм, а вот – корень – боевое искусство. Которое потом превратилось в нечто, похожее на лёгкую форму гимнастики и дыхательной практики.
Ну что, идём дальше, наслаждаемся видами…
А вот и озеро. Очень тихо и спокойно. Солнышко ласково греет, ну а мы вбираем энергию с четырёх сторон света, от Земли и Неба.
Идём обратно.
Вот такие у них здоровенные паучищи. Страшный сон арахнофоба)
Сосна понравилась, такая треугольная. Кстати. Вот под этой сосной, да и вообще на развязках дорожек пешеходных припрятаны «поющие пеньки». Они срабатывают на движение, и из динамиков звучит традиционная музыка. Очень мило и красиво.
И снова заходим в один из самых известных храмов даосизма в горах Циюньшань – Дворец Высшей Белизны.
Он был построен в 1225-27 годах. Занимает площадь около 1600 квадратных метров, много всяких хозпостроек, дворов и даже жильё для монахов.
Недавно пристроены ещё ворота.
И вот, перед основным храмом сделали такую вот схему. Это магический цифровой квадрат. Очень древние знаки, обращены они к пяти элементам. Вернее – пяти движениям – у-син: огонь, вода, дерево, металл и земля. Здесь же ещё зашифрованы первоосновы математики. В общем, куча всего.
А вообще мы чего так часто сюда заходили-то? А вот почему.
Здесь собраны 64 духа, которые покровительствуют определённым годам, циклично.
Вот посмотрите, какой у меня красавчик. Очень он мне пришёлся по душе. И все отметили – ну одно лицо ХДДД
А после обеда - у нас новый поход – взбираемся на крутую вершину.
Вот она.
Дорога долгая, лестницы высокие и крутые. Я – во главе.
Остальные – подползают.
Сначала лестницы…
… потом уже просто скала, она очень шершавая, забираться, в принципе, удобно, ноги не скользят. Ощущения – ого-го!
И вот на вершине горы. Сидим – наслаждаемся.
«Китайская традиционная поэзия и живопись имели особенности, которые объединяли в них как чисто художественные черты так и выделяли их в область духовной деятельности. В этом плане на первом месте стояли пейзажные произведения. Они представляли природные явления, которые традиционно относились к энергетическим стихиям, наполнявшим мироздание и в китайской традиции именовались «Инь» и «Ян». Явления природы противопоставлялись жизни в обществе, наполненной борьбой, страданиями, насилием. Природный мир мыслился как сфера чистоты и покоя, гармонии и высшей духовной красоты. Пейзаж «Гор и вод» являлся материализованным выражением этих идей.»
На свитке минского художника Лу Чжи изображено жилище в горах — традиционное для того времени изображение пристанища отшельника в горах.
Отсюда: https://turisheva.ru/2013/01/01/stihi-o-gorah-i-vodah/
Се Линъ-юнь
НАХОДЯСЬ В ОБЛАСТИ ЮНЦЗЯ, С ВОСТОЧНОЙ ГОРЫ
СМОТРЮ НА МОРСКИЕ ВОЛНЫ
Вешними днями
вновь начинается год,
Белое солнце
в облачной дымке встает.
Здесь, на вершине,
радостно мне и легко,
Тяжкие думы
так далеко-далеко.
Быстрые кони
топчут в низине цветы
Иль отдыхают
возле крутой высоты.
Рву орхидеи
я на широком лугу,
Дикие травы
рву на речном берегу.
В чаще белеют
ранних цветов лепестки,
В зарослях плещут
волны весенней реки.
Только недолгой
в сердце была тишина:
Грустью внезапной
снова душа смятена.
Не исцелиться
даже волшебной травой
Только отшельник
ведает высший покой.
Вот и готов скетч
Пока быстрый вечерний набросок. Потому что уж скоро накроет горные тропинки тьмой – а нам ещё долго спускаться.
Говорим спасибо этому чудесному месту и потихоньку, в молчании отправляемся домой.
Се Тяо
Камыши окружили далекие наши пруды,
Тростниковые стебли
Стоят у просторной воды.
Их весною покроет целебная влага росы,
А по осени иней
Коснется их нежной красы.
Тростники эти в бурю
Встречают речную волну,
И боятся на веки убить
Свою прямизну.
Так все сущее в мире
Судьба отмечает сама,
Но особенным знаком
Упорство души и ума.
Я отныне мечтаю
Подняться на облаке ввысь.
В бесконечное небо
На крыльях его унестись.
На этом сегодня всё. До следующей встречи!
Комментарии (38)
03:48 28.07.19
13:09 14.01.19
01:53 23.12.18
01:48 23.12.18
01:14 21.12.18
01:12 21.12.18
23:40 20.12.18
23:40 20.12.18
23:38 20.12.18
23:35 20.12.18
01:03 15.12.18
00:51 15.12.18
00:44 15.12.18
15:10 14.12.18
15:04 14.12.18
07:44 12.12.18
21:41 11.12.18
21:40 11.12.18
20:32 09.12.18
19:18 09.12.18
17:28 09.12.18
17:26 08.12.18
16:01 08.12.18
13:48 08.12.18
05:09 08.12.18
05:08 08.12.18
02:01 08.12.18
01:52 08.12.18
23:13 07.12.18
23:07 07.12.18
23:01 07.12.18
22:56 07.12.18
22:49 07.12.18
22:42 07.12.18
22:41 07.12.18