Арт-путешествие в Китай. В даосские пещеры. (ЧАСТЬ 7)

Сегодня у нас уроки каллиграфии, скетчинг и дальние походы к святилищам даосов.)))

Но утречком опять идём мы на цигун и на разминку.

Прямо возле нашей гостиницы – небольшой храм. Но он закрыт, однако люди ставят благовония возле двери.
+++


Пока там все разминаются, я отчаянно халявлю и сажусь рисовать.
По памяти воспроизвожу впечатление от гор, которые рисовала вечером.
и вот прошу – смотрите, какая разница) Утро и моё впечатление преобразили тот пейзаж)))
+++

Сегодня мы снова решаем залезть на ту гору, а то уж больно мало было времени для релакса. По дороге встречаем богомола.
Ух, ну и агрессивное же насекомое. Настоящий боец. Не боится. На подначивания реагирует дракой, учитывая разницу в размерах между ним и противником, – оцените крутость)))
+++



По дороге – ещё один богомол – поскромнее, серенький)

+++

Вооот она, моя цель, гора. Но собрались на неё уже не все из группы. Прошлый раз у пары женщин случилось с этой горой недопонимание), больше не рискнули, ну а я с приятельницей полезла.
+++

Кстати, вот обратите внимание. Вся расщелины в горах, такие вот навесы, подпираются палочками.
Это не случайно. Каждый уважающий себя китаец подопрёт подобным образом гору, потому что расщелины не должны прерывать в ней поток энергии ци.
Ци – это такая энергия, которая окружает нас и лучше пусть она находится в гармонии, честно говорю)
Вот её поток и проходит по этим палочкам, не прерываясь в разломах гор)
+++



Ну вот и снова я на вершине.
+++

Со всех сторон слышатся крики.
Нет, ничего не случилось. Это так китайцы в горах кричат, ну, энергию там свою освобождают и стрессы. «Орательный цигун», как в шутку назвал эти вопли наш сенсей.
Я спела песню, типа, «видишь там на гореееее, возвышается крест». Ух, вот это клаааас. А что самое удивительное, звук разносится над вершинами, а вниз не спускается. Буквально метров пятьдесят вниз – и меня уже не слышно, хотя горлопан я - ого-го.
Звук в горах – вообще вещь интересная – он ходит по тропинкам, как человек.
Ну, напелись-наорались, надо и порисовать.
Вот и мой скетч.
+++


Обратно возвращаемся. Сверху свалилась змея на дорожку.
+++

Вообще змей там достаточно, и видела я не в первый раз – но засняла – в первый. Как подскочу, рюкзак побросала, фотик – наголо… иииии! Китайцы как налетят, как замашут на меня руками: что ты, дескать, женщина, опасно!
Спокуха, ребята. Я с россЕйскими гадюками не один танец с бубнами в лесах станцевала, уж знаю, с какой стороны голова, и кто куда прыгает)))
Но вообще всех как ветром сдуло, так смешно.

На обед у нас сегодня - фрукт, разгрузочный день)
Вот как раз сенсей чистит «драконий фрукт», встречался он нам в первом посте. На вкус… нууу… что-то абсолютно нейтрально-неопределённое, ещё и куча мелких чёрных семечек. Словно киви взбесилось) Но на вкус – не киви, варёная безвкусная свекла какая-то. Кто-то нашёл приятным такой вкус, мне же не хватило определённости.
+++


Занимаемся каллиграфией.
+++

Немного о каллиграфии.
Китайские иероглифы берут свое начало от идеографического письма, которое, в свою очередь, произошло от пиктограмм. Система пиктографического письма это изображение объекта, примитивный рисунок. Со временем рисунки упрощались. Китайская каллиграфия произошла от таких рисунков и развилась в оригинальный национальный шрифт.
Пиктограммам насчитывается около двух тысяч лет до н. э., так что прикидываем, да.

Чжуаньшу
- Под этим обобщающим заголовком собраны надписи на костях и черепаховых щитках, древние письмена, да чжуань и сяо чжуань.
Почерки надписей на костях и черепаховых щитках выдержанны и отличаются красотой линий.
Древние письмена отлиты на бронзовых изделиях. Так как эти бронзовые изделия употреблялись только при больших и важных государственных церемониях и жертвоприношениях предкам, то сам акт вырезания надписей на этих бронзовых изделиях и камнях уже сам по себе являлся искусством и называется "эпиграфикой". Тысячи лет эти надписи всегда были для ученых предметом исследований и обсуждения. Сколько каллиграфов последних эпох, вырабатывая в себе эстетическое чутье и твердый почерк, копировали "древние письмена", а в Цинскую эпоху чуть ли не все знаменитые представители каллиграфии прекрасно знали древние письмена.

Лишу

Надгробная стела "Иина" Ханьской Эпохи (206) г. до н.э. -220 г. н.є.).
Писать письмена стилем лишу гораздо удобнее, чем стилем чжуаньшу. Иероглиф "ли" на ханьском языке означает официальный документ. Еще в самом начале этот стиль использовался чиновниками для стенографической записи. Впоследствии он стал употребляться в императорских указах, в официальных объявлениях, а также в надписях на священной утвари, использовавшейся при церемониях и обрядах. Оценочным мерилом для работающих над лишу каллиграфов был красивый почерк письма, а не удобство его написания. К Ханьской династии лишу уже стал своего рода образцовым стилем. На нем писались тексты на всевозможных каменных стелах и в официальных документах. Этот стиль был выразителен и свободен, работа кистью отличалась изменчивостью, черты в стиле письма сяо чжуань округлые, кружащие и извилистые сменились ломкими, угловатыми и правильными.

Кайшу

Эпитафия "Добаота", работа танского каллиграфа Янь Чженьцина (709-785 гг.)
Иероглиф "кай" означает "образец". Этот стиль составляют ровные и прямые черты, он отличается квадратной формой иероглифов и потому прозван " уставным начертанием иероглифов".
Обычно родоначальником стиля кайшу называют Чжун Яо. В стиле кайшу был особенно искусен Ван Сичжи, самый знаменитый каллиграф Китая, живший при династии Цзинь. Министры императорского двора отдали приказ копировать каллиграфический стиль Ван Сичжи. Вот таким образом обычай этот дошел и до наших дней.
К середине Танской эпохи, золотого века китайской культуры, каллиграф Янь Чжэньцин подверг каллиграфический стиль большим преобразованиям. Тонкий и грациозный стиль Ван Сичжи сменился правильным, полным мощи и экспрессии стилем. А вот каллиграфический стиль еще одного мастера каллиграфии Лю Гунцюаня с его выдержанной композицией и мощным почерком. К началу Сунской династии стиль кайшу застыл на одном месте, и перспектива его ожидала незавидная. Но мужество и энергия людей нового поколения, таких, как Су Дунпо, Хуан Тинцзянь, Ми Фуэй и Цай Сян, еще раз возродили к жизни этот стиль. При Юаньской династии (1279— 1368 гг.) появилась самобытная школа Чжао Мэнфу. Его стиль кайшу даже называли самым замечательным стилем того периода.
Самым знаменитым представителем каллиграфов Минской династии ( 1368—1644 гг.) был Дун Цичан. Начиная с династии Цин каллиграфы, копируя произведения древних мастеров, в своем творчестве стремились к новизне и растворяли стиль древних стел в своей собственной каллиграфической манере.
Можно утверждать, что из всех китайских каллиграфических стилей кайшу самый типичный. И несмотря на свои немалые различия от стилей лишу и чжуаньшу он занимает свое неоспоримое место как по повседневному употреблению, так и как своего рода каллиграфическое искусство.
Взято: http://investxp.ru/blogs/evelinochka/osnovnye_stili_kitajskoj_kalligrafii/


Для сравнения картинки.


А вот забавная – предмет – иероглиф.

Есть ещё несколько промежуточных стилей, но об одном – скорописи - расскажу чуть позже.
Чтобы достичь совершенства в китайской живописи просто необходимо учиться каллиграфии. Иначе мазок будет не каллиграфичным и ничего не выйдет. То есть выйдет, конечно, но не совсем то. Ну а кому надо, как надо, те, будьте любезны – практикуйтесь. Рука должна быть твёрдой. Каллиграфия подобна танцу, неверных движений быть не должно. У каждой черты есть название.
И каждую черту необходимо оттачивать как клинок.
Вот сенсей одну только горизонтальную полосу учился писать пять лет. Так чтоооо…
Да и вообще во всех школах каллиграфии только на этом и базируется обучение: садишься и пишешь линию до одурения. Одурел? Садишься и пишешь вновь. Потом подойдёт учитель, скажет – ерунда. И снова. И так – годами.
Хотя, правды ради, многие зрители-китайцы, когда смотрели наши картины, удивлялись: каллиграфию не умеют, а картины-то ничего. Между собой переглядывались и плечами пожимали. Как так может быть? Ничё не понимаем! Надо же пять лет учить одну линию.
Ну, извините, чё)))
Но кроме шуток – надо.
ПописАли, измазались в туши, расслабились.
А теперь ползём мы в далёёёёкое путешествие, в скальные молельни даосские, и путь наш будет извилист и тернист.
Что тут скажешь?
Любуемся видами.

+++



Речка, пока обмелела, а так вообще воды побольше. Мостик живописный.
+++

Вообще здесь народ ходит не часто. Если кто приезжает на день два, далёкими тропами не ходит. Ну, мы-то – другое дело.
Обожаю такие виды, заросшие тропинки, словно что-то в этом чудится полудикое, победа природы над человеком.

+++





О, а вот. Ну посмотрите – сказка, словно уснувшая здесь. Такое всё таинственное и мистическое.
Кстати… ничего не напоминает? По мне так очень похоже на ворота из мульта «Унесённые призраками». Это одна из застав.

+++



Проходим через неё, идём дальше в горы.
+++




Вот через такие проломы приходится пробираться.
Толстых китайцев мы не видели. Ну и сами, слава богу, пролезаем))
Камни нависают над головами громадой, сжимают со всех сторон. Ощущение – чума! А ещё прибавьте к этому наскальные иероглифы, тишину и прозрачность воздуха, наполненного только вашим дыханием.

+++




Ну вот – первое святилище. Небольшой алтарь, куда все, кто пришёл, ставят свечи и благовония.
+++




Естественный колодец.
+++




Сосны.
+++

В который раз замечаю, какие здесь сосны. Казалось, что на картинах как-то странно соснам рисуют ветки. Ан нет.
Смотрите сюда, оцените изломы, странные изгибы. Вот картины:
+++





Подходим к одному из храмов в скалах. Он совсем крошечный. Посвящён богине, которая покровительствует матерям и детям.
+++




Внизу кто-то разбил огромный огород. Кабачки тут, чай. Кто-то местный, наверное. Хотя кто тут ваще живёт? О_О
+++


Кстати, вот на грядках – множество осколков и черепков. Скорее всего, какая-то храмовая утварь – этим добром земля прямо таки усыпана. Во время культурной революции пошабашили здесь знатно, даже повзрывали. Местные говорить об этом не любят и вопросы о черепках вежливо игнорируют (сенсей уже давно спрашивал)
+++



Надписи на бамбуках приличные – типа «заткнись и молись!» В общем, в покое познавай молитву, вот!
+++


Топаем дальше. Я в конкретном таком авангарде, так что едва слышу, что меня окликают, дескать, не туда свернула. Нооооо… впереди, на дорожке, появляется человек и меня замечает – и каааак бегом ко мне.
Кароче, поймал)
Оказалось, что это местный лесник. Дед Ван. Живёт он вот тут. С сенсеем знаком давно и вообще приветливый дедушка. Огород возле храма – его, как оказалось)
+++


Вот он нам и чаю налил.
+++


И на инструменте сыграл. Это эрху.
+++



Ну, садитесь, садитесь, куда торопиться от такого радушного хозяина? сейчас будем слушать. Китайские народные – прошу любить и жаловать.


Ух, круто. Под дедовский чаёк да под музычку – отдохнули. Надо топать дальше – едва отпустил. Ни бельмеса не понимает по-нашему. И даже по сенсейскому китайскому. Я же как-то говорила, у них иногда диалекты так разняться, что чёрт ногу сломит. Практически на языке жестов пришлось говорить. Сенсей диалект деда Вана тоже плохо разбирал.

Ага, ну воооот. Конечная цель нашего путешествия. Огромный грот местных духов.
+++





Огромный иероглиф, метров 5-6 высотой: «спокойствие, умиротворение»
+++


Некоторые сели медитировать, кто-то просто лёг вздремнуть. Я читала китайскую поэзию.
Ну вот, к примеру, мне понравилось:
Цзи Кан (223-262 гг.).
ДАР СЮЦАЮ, УХОДЯЩЕМУ В ПОХОД
Человеческая жизнь коротка,
Протяженны небеса и земля.
Сотню лет, что протекут на земле,
Долголетьем кто из нас назовет?
И к бессмертию стремлюсь я в мечтах,
Быть к нетленному хочу приобщен.
Я топчусь, поводья сжал я в руке
И на друга все смотрю снизу вверх,
Ночью глубокой пустынно и чисто,
Ярко луна осветила террасу.
Ветер чуть-чуть шевелит мне одежду,
Полог простой высоко подобран.
Кубок наполнен вином превосходным,
Только мне не с кем делить мою радость.
Цинь мой певучий со мной неразлучно,
Жалко, что ныне играть на нем не с кем,
Взор подымаю, тоскую о друге,
Благоуханном, как цвет орхидеи…
Нет человека прекрасного рядом —
Разве же можно теперь не вздыхать мне?


Однако, хватит вздыхать. Смеркается, товарищи, пора двигать.

+++


Обратный путь, конечно, прошёл быстрее, уже не тормозили у каждого пенька. Но кое-что сфотать ещё удалось.
Например, вот этот чудесный лаз. Экзамен все прошли. Сенсей только слегка потёр-таки нижний дань-тянь ХД
+++


И снова мистическая застава в кланяющихся ветвях сакуры.
+++


А бамбук кланяется нам на прощание своими гибкими стволами и тихонько шепчет листвой.
Хочется помахать рукой.


Машу и бегу домой, пока солнце скользит по верхушкам гор.

На этом сегодня всё. А вот в следующий раз - наконец, горы, воды и туманы. Они к нам пришли)))
До следующей встречи!

Теги: нет

Предыдущий пост: Как Тайклоша возле моря бегал и радовался. (Часть 1) Все посты Taiklot Следующий пост: Арт-путешествие в Китай. А вот и туманы, наконец! (ЧАСТЬ 8 )
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (84)

Taiklot 
14:22 12.09.20
Tressa, спасибо за отклик! Дед Ван - то доооо. Мы еще с ним встретились, он жег! Богомолы ещё могут клешнёй-то и поцарапать даже, вполне. Теперь торопиться некуда и можно спокойно побродить по этим прогулкам, как будет время. Посты здоровенные, иногда дюже грузовые инфой, но уж как есть) Будет желание написать - я только за, само собой)
Tressa
14:17 12.09.20
Виды шикарные, экскурсия интересная и познавательная, всё очень понравилось ))) Змеюка, ради которой я сюда и зашла, просто красавица ))) Ну и отжигающий дед вне конкуренции ))) Музыка, конечно, заунывная, но извлекать мелодию из всего двух струн - это уметь надо! Кстати, богомола я бы в руки не взяла. Вот паука запросто, а богомолы меня слегка пугают своими размерами и повадками :) Но должна признать, животинки интересные, а временами и очень даже красивые ))) Это я про тех, что прикидываются орхидеями ))) Спасибо большое-пребольшое!!! Надеюсь я найду время и отмечусь во всех Ваших постах )))))
Taiklot 
00:52 04.08.19
Зелёныш,спасибо за отклик)) змей я не боюсь, эт правда *приосанился*))))
Было захватывающе) Змей в горах обхожу за три км, не то, что бесстрашный Тайклот) Дедушка милый, да и красота кругом, а про его огород я подумала, про эти кругленькие кустики, что будто атака зелёных ежиков ждет вас впереди.Спасибо за очаровательный пост)
Taiklot 
21:08 03.03.19
Дракон-в-Облаках, не стреляйте в музыканта, он играет как умеет! ХД Хорошо)))
= ящерка =
21:05 03.03.19
Красота =) Оч интересно =) *пошёл дальше =)
= ящерка =
20:23 03.03.19
Есть ощущение, что дедушка Ван отчаянно фальшивит )))) *бежит читать дальше =)
Taiklot 
11:09 15.01.19
Нацуи, спасибо)) У Деда Вана жена, вот с ней и говорит, сын где-то в городе работает. А так-то редко кто заходит, далековатый маршрут, вот он и вылавливает ХД Но это, и правда, очень любопытно. Представляю, как у нас в деревне, выловит дед гостей, тяпнет и давай на балалайке играть или на гармони. Щас уж померли все такие деды в деревне, увы((( А здесь - местное, прям реальное погружение в народ)
Нацуи
02:59 15.01.19
Спасибо за интереснейший пост! Продолжаю восхищаться! Заросли, древние горы, дорожки, лесенки, лазы. И всё такое слоистое и ярусное) Рисунки твои нравятся, особенно второй. Ну и картины китайских художников тоже ничего так))) шучу, всё круто) Про иероглифы мне всегда было интересно, а теперь я даже запомнила 3 штуки Х) Ну и дед Ван (почти что дед Иван). Огородик вот разбил) Интересно, там хоть есть с кем поговорить?.. Живая традиционная музыка на фоне природы, под чаёк - прям-таки напитывает колоритом %)) Хочется скорее узнать, что дальше! Классное путешествие.
Taiklot 
16:06 25.12.18
medvedeva, )))
medvedeva
16:04 25.12.18
Taiklot, всё! Увидела! ))
Taiklot 
15:59 25.12.18
medvedeva, ой, там тьма этих палок, только они во тьме. А вон, смотри, таааам, вон, на тёмном фоне, в далеке, воооот он, частокольчик из веточек, в самом конце фотки))
medvedeva
15:51 25.12.18
Вот тут, например - https://b.radikal.ru/b27/1812/d0/cf5757cc930a.jpg
medvedeva
15:50 25.12.18
Taiklot, ясно!
Taiklot 
15:46 25.12.18
medvedeva, куда-то - не дотащили ХД Но везде - хоть одна - да стоит, может, просто на фотках не заметно)
medvedeva
15:46 25.12.18
Taiklot, нет, это-то я помню, только что читала. Но где-то палочки есть, а где-то нет!
Taiklot 
15:41 25.12.18
medvedeva, ты, наверное, подзабыла чутка) я там в посте дала объяснение этому явлению. Китайцы так поддерживают поток ЦИ в горе. Благотворная энергия, которая нас окружает, она должна течь гармонично, по земле, по горе, по небу, разломы в горе - это некие препятствия для этих потоков, вот и подставляются палочки, чтобы энергия ци текла по горе ровненько, а всё вокруг было в гармонии. Тащат с собой и палочки и даже дубины. пожалуйста!)
medvedeva
15:37 25.12.18
Taiklot, спасибо за интересный иллюстрированный рассказ. Но! Почему-то не все горы подоткнуты палочками. Меня это сбивает :-))
Кардинал Чань
18:32 23.12.18
Taiklot, я сама для себя уже высказанная, а потому для диалога-монолога не интересная, вот других слушать, удивляясь мыслям и взглядам - всегда интересно, ну и поучительно для себя самой, чтобы монолог по кругу привязанным пони не ходил))
Taiklot 
12:30 23.12.18
Кардинал Чань, ох, низнааааа, умеют ли люди слышать кого-то даже в буквах) по-моему, все люди всё равно слышат только себя, а остальных - только настолько, насколько совпадают в чём-то)))
Taiklot 
12:28 23.12.18
константин1977, тропинки - это ж самый смак! спасибо!)
константин1977
09:30 23.12.18
Тайк, спасибо за очередной пост про Китай, горы и путешествия! На этот раз действительно удивили много даосских пещер и одна мистическая застава. Еще в этих твоих впечатлениях очень много гор и горных тропинок, полное ощущение горного похода) Также сильно понравились маленькие спутники твоих путевых зарисовок - богомол и змея, настоящие хранители гор))
Кардинал Чань
02:26 23.12.18
Taiklot, мне поэтому на сайте хорошо, здесь отчасти благодаря буквам можно по-настоящему другого услышать, кого-то в диалоге, кого-то в критике, а кого-то просто так, и во всем этом приятно когда совпадает не то как написал в точь в точь как кто-то другой, а как правильно прочувствовал и понял слова)
Taiklot 
02:20 23.12.18
Разлюли_моя_малина, а то!) по лесам ваще дороги - это круть)
Taiklot, по ходу жизни я часто бываю в глубоких приморских дебрях и иногда удивляюсь, как извилисто там проложены дороги. А вот смотри. Сначала охотник-разведчик прошел. Обогнул все коряги, болота под сопочками обогнул, деревья упавшие и пр. Потом по его следам другие прошли. Сказали - там есть хорошее место, надо строить деревню и жить, там река рыбная. Прошла толпа по тем же следам. Проехали лошади. Сделали дорогу - все по следам первого человека. Потом грунтовку проложили или даже асфальт. И вот так едешь , петляешь и не можешь понять - вот с чего здесь такой поворот? А тут двести лет назад упавшее дерево лежало, которое первый охотник обогнул.
Taiklot 
02:10 23.12.18
Кардинал Чань, а! *улыбаюсь* чуешь, да? В Форесте Гампе мне очень нравится до сих пор один диалог из пары фраз: - Но ведь все эти люди идут за тобой! - Нет. Я просто иду впереди. *** Самое главное во всём этом - это способность взять на себя ответственность. Это я не о себе говорю, не настолько мои достижения велики. Но как подумаешь о тех, кто вёл за собой по тем местам, где и троп-то не было. Сердце замирает. Обалдеть, какой харизмы должны были быть люди. Мураши-мураши.
Кардинал Чань
02:02 23.12.18
Как то топала впереди группы туристов на местных южных склонах, я скажу так топать впереди, это не то самое, что быть вторым третьим, замыкающим, это как грудью энергию прорезать, ни чем не сравнимое удовольствие мурашечное, ну и конечно же играет роль городского жителя, на природе в нас что то другое просыпается, а в городе мы бежим как муравьишки, которые и с тропы то со своей не сворачивают, нет я ничего не говорю и в монотонности есть прелесть мысли и прочего, но стоит нам попасть в такое место и мы явно понимаем, что человек точно когда то летал без крыльев, да потому что мог и точка))
Taiklot 
23:30 21.12.18
Vi May
00:49 19.12.18
Taiklot, ааа, вот где загвоздочка-то))) ок, с нетерпением буду ждать продолжения!
Taiklot 
00:46 19.12.18
Vi May, Немного вернусь тогда к иероглифам в следующий раз. Да, они словно сложнее пишутся, но всё меняется. А тут плюс ещё то, что первоначальные значки - это нынешние "ключи", к ним добавляется ещё некая графема и получается другое - производное - слово.
Vi May
00:43 19.12.18
Taiklot, да, обратила внимание))) и про каллиграфию оч понравилось! кстати, улыбнули простые иероглифы типа "дерево", "горы")))))) а, я вот заметила, что эволюционирующие иероглифы-то куда сложнее первоначальной формы (ну мне так кажется ><)
Taiklot 
00:40 19.12.18
Vi May, сосны - весьма, да. Такие словно ломанные, интересные. но у меня в примере - именно старинные картины, там это особенно заметно. видишь ещё печатей скока! Аааа! Потом расскажу, доберёмся и до печатей!) Полный курс ХД
Vi May
00:39 19.12.18
Taiklot, ага, уже взяла на заметку ;)
Taiklot 
00:38 19.12.18
Vi May, у тебя мальчишки тоже могут заценить это анимэ) А за комплеманы - гранд мерси! ЫЫЫЫЫЫ! *__________*
Vi May
00:37 19.12.18
ах, да, за сосны не сказала!!! я и сама не раз обращала внимание на их нестандартную структуру))))))) рисунки интересные, спасибо! и конечно скетчи - просто потрясающие!!! я вот тоже так хочу -_-
Опубликовано: 14.12.18
Комментариев: 84
Пожаловаться на содержание поста
Меню