Ну воооот, добрались мы, наконец и до пресловутых туманов.
Вернее, это они пришли к нам в горы и засели на несколько дней, поэтому в эти дни мы там разглядывали облака, рисовали и рассуждали о живописи.
Этим же займёмся и мы с вами здесь, потому что ходить по тропинкам в такую погоду – довольно небезопасно. Да и не видно ничего)))
А вот с вершин смотреть – абсолютный кайф.
Воооот они, туманы эти, с утра ползут с вершинок на наш храм Абсолютной белизны, это тот, где 64 духа-покровителя.
Я забегаю ещё раз внутрь, сказать «здравствуй» своему крутому дядечке с копьём. И тут вспоминаю, что надо запечатлеть нечто уж совсем необыкновенное.
Конечно, это символизм – глаза – как руки, но блиииин! Жесть! ХД
Кстати, давно мы что-то о еде не говорили. Вот как раз и настало время, некуда бежать, торопиться.
Вот такие у нас были завтраки обычно. Всё с омлетом: рис, помидоры, грибы. Хозяйка сама готовит.
А в середине – тазик с баночками, это как раз из серии «моя твоя не понимай». Одна женщина очень уж страдала по поводу еды, мало что могла есть, не по желудку, тэксказать, и не по вкусу. Так утром попросила тёпленького молочка (коровьего, само собой), ну, подогреть молочка так вот, хоть в кружечке. Она бы с хлебушком или там рисиком поела.
Так хозяйка принесла банки с кокосовым молоком – нагрев их в кипятке. Поставила всё это дело на стол, уходила и оооочень подозрительно на нас оглядывалась. Чувствовала я себя каким-то диким извращенцем в её глазах ХД
Кстати, надо сказать, что молоко и молочные продукты, такие вот, пакетированные, из под коровы – это явление, которое пришло в Китай из Европы. Приживалось долго. Да и до сих пор они мало что едят с молоком или запивают молоком коровьим.
Хотя козий сыр, да, частенько встречается.
А пока завтракаем, погружаемся в туманы. Вот смотрите – оп, оп, оп! И усё!
Последний кадр даже не получился. Просто потому, что всё вообще было белым – просто напрочь! - и фотик не мог ни на чём сфокусироваться.
Ну вот, поели, немного надо растрясти. Идём по проверенным дорогам, в обход горы, с той стороны, откуда вещи туристов подъезжают на машинах.
А пока ходим, расскажу в общих чертах о живописи в Китае. Сначала об основных направлениях:
В традиционной живописи Китая
гохуа (означает «национальная» или «отечественная живопись», в противовес западной живописи, которая стала популярна в Китае в двадцатом веке) выделяются два основных стиля - гунби и сеи.
Понятие
ГУНБИ имеет много значений. В частности, гун означает «тщательное» или «изящное», би - «писать» или инструмент письма. Поэтому гунби- «тщательное писание» или «тщательная кисть». Технике гунби присуща тщательность и точность в написании деталей, четкая прорисовка элементов картины. При написании картин использовались специальные минеральные краски (тушь), которые придавали картине насыщенность и аристократичность. В связи с тем, что в стиле гунби работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати, он также с читался придворным стилем.
Стиль
СЕИ (буквально се - «писать», и - «значение» или «идея») означает «передача идеи» - свободная манера письма «грубой» кистью. Разновидностью стиля сеи является стиль шуймо (буквально шуй - «вода» и мо - «тушь»). В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях.
В стиле сеи, как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.
Известный мастер традиционной китайской живописи Чжан Дацянь говорил, что сеи предназначен для передачи духа предмета, его внутренней сущности, а не внешнего сходства.
Ну вот как раз дошли мы до конечной цели. Гроты и небольшой, капельный водопад, на макушку мне ХД
Ну а это мы. Кривенькие слегка в дорожном зеркале, но довольные вполне)
Ну что, топаем дальше, продолжаем разговор.
По порядочку.
Итак, надо сказать, что живопись, какой она нам представляется сейчас традиционно – то есть чёрно-белые полотна с пейзажами или макро-картины с ветками, камнями и птицами, возникла не вдруг и не сразу.
Начнём с того, что изначально живопись в Китае была довольно яркой, весёленькой, как говорится, в индийском стиле. Красок и цветов не жалели. Конечно, носили такие рисунки и орнаменты зачастую религиозный характер. Будды там, бодхисатвы. Всё это было полно цвета, света и буйства.
Один из интереснейших и древнейших памятников такой живописи – это пещеры Магао Дуньхуан.
Это уже третий век н. э. Но так как это самый яркий образчик – то приведу его. Вот как приблизительно всё выглядит:
Если мы начнём рассматривать китайскую живопись , как характерное и уникальное явление, то, пожалуй, надо начинать говорить об эпохе правления династии Хань (206 – 220 гг. до н.э.)
Времени появления кисточки. Принципиально нового изобретения для письма.
И вот уже с этого периода можно чёта сурьёзно говорить о развитии уникальной китайской живописи как таковой.
Однако - до бамбуков и гор – ещё тоже далеко. Несколько веков художники рисовали портреты, придворных и всякие жизненные сценки. Из королевского ли двора, или с улицы – не так важно. Но детализация была точнейшая, скрупулезная и рисунок всё ещё оставался цветным и пёстрым.
Вот что-то типа такого:
Стиль гунби, верно!)
И так продолжалось вплоть до где-то самого начала седьмого века н.э.
А вот дааальше.
В эпоху правления династии Тан (618 г. - 907 г.) начало развиваться направление живописи, которое в основном концентрировалось на изображении ландшафтов. Это направление стали называть Шаньшуй (Shanshui), что переводится как Горы и вода. Этот стиль не имел строгих канонов и позволял художникам по-своему интерпретировать действительность.
Этот период, который длился начиная с периода Пяти династий (907 г. - 960 г.) до эпохи правления династии Сун (960 г. - 1279 г.), известен в истории как Золотой век китайской пейзажной живописи. Часто используя жирные мазки и черные линии, художники изображали горы, реки и скалы. Другие использовали более мягкие кисти и более мягкую манеру, чтобы изобразить мирные картины природы, птиц и животных.
Пейзажная живопись во времена правления династии Сун (960 г. - 1279 г.) стала выражать едва ли не мистические мотивы - так много на картинах того времени было неясных очертаний гор и речных долин, покрытых туманом.
Позднее, начиная с эпохи правления династии Юань (1279 г. - 1368 г.), художники стали добавлять к своим картинам поэтические строчки или просто образцы каллиграфии. Это давало им возможность еще полнее выразить свое настроение и чувства.
В эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.) стала развиваться техника цветной печати, которая позволяла создавать иллюстрированные книги и учебники. При этом использовались методы, характерные для техники китайской живописи.
Так как же тончайший стиль гунби разделился с импрессивный, а то и экспрессивным стилем сеи? Для подобных изменений вполне существовали предпосылки.
Восстания и свержение династий привело к тому, что многие придворные живописцы да и вообще умный художественный люд искали спасения в бегстве. Бежали они, конечно же, в горы.
А там – ну мы помним – кто?
Правильно. Монахи-даосы.
Припомним их взгляд на мир. И выведем следующую эссенцию.
Это особый, универсальный подход к явлениям жизни, который можно назвать "пейзажным", поскольку именно в общении с постоянно обновляющейся природой человеку виделся путь прикосновения к вечному потоку бытия. В ассоциативности мотивов декоративных ремесел, в живописи ландшафтных садов, в замкнутости и тождественной отчужденности от суеты китайского средневекового портрета отразилось то ощущение вечности и гармоничного единства мира, которые столь полно выявились в китайских картинах природы.
Исполненный глубокого символического значения средневековый китайский пейзаж никогда не был точным портретом какой-либо местности. В ней обобщались и синтезировались вековые наблюдения самых важных и характерных примет китайского ландшафта. Китайцы с древности поклонялись горам и водам как святыням. Гора еще в древности олицетворяла активные мужественные силы природы - ян, тогда как вода связывалась с мягким и пассивным женственным началом - инь. Отсюда и название, данное пейзажу, - шань-шуй, то есть "горы-воды". Композиционный же строй картины и особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью.
Результатом долгих художественных поисков явились оформление картин в виде длинных горизонтальных и вертикальных свитков. Оно давало возможность средневековым живописцам Китая решить проблему пространства и времени в том виде, как она рассматривалась в даосской картине мира, то есть в виде неисчерпаемости, бесконечности и многообразия мира. Многометровый горизонтальный свиток, развертываемый в руках, предполагал постепенное ознакомление зрителя с его сюжетом, тогда как вертикальный, повешенный на стену, раскрывал перед ним всю необъятную ширь мироздания.
С VIII века наряду с водяными минеральными красками стала применяться черная тушь, позволявшая достичь впечатления единства и целостность природы путем градации тончайших нюансов.
Согласно эстетике Дао, в традиционной картине мира китайцев большую роль играют категории пустоты и не деяния. Это высшая степень отстраненности от суеты, от всего временного и изменчивого, и в то же время, это есть подлинное бытие, слияние человека со Вселенной, со всем, что существует до полного растворения в мире природы, а в конечном итоге - в Дао. Самым сильным выразительным образом философско-эстетических категорий Дао является Небо - высшая всеобщность, абстрактная и холодная, оно есть воплощенное совершенство. По сути именно к нему и восходит большинство эстетических канонов Китая. Мир, изменяющийся, текучий и временный не противостоит Небу, «не воюет» с Дао. Мир вещественный есть воплощение Дао, есть проявление величия и совершенства Неба во всем многообразии природной реальности. Отсюда внимание не только к воплощению в художественном творчестве всеобщности, но и деталей, нюансов, оттенков зримых вещей, отголосков вечного и единого Дао.
Воооот.
Меж тем забрались таки повыше, смотрим, как стелется туман по долине.
Ну и обратно.
А теперь, спросите вы, чем же так притягательны туманы во всём этом? Охо-хоооох… Так вот как раз с Дао же это и связано.
Дао же - есть пустота. Пустота – порождающая что-то.
То есть мир – это некая деятельность пустоты.
И вот неслучайно мы в итоге опять возвращаемся к каллиграфии, которая в дальнейшем стала частью картин.
Надо понимать, что иероглифы – это как раз не просто черты, это заполненная пустота. Серьёзно. Гармонично заполненная пустота – вот что такое иероглиф.
Даже китайский дракон – он никогда не рисуется полностью, он вечно в туманах и облаках. Потому что он – не может без них существовать – как символ некоего непостижимого, что невозможно охватить взглядом. Где-то оно появляется, где-то пропадает. Это бесконечность.
Как свиток – тоже олицетворение этой бесконечности.
Кстати, можно ещё сказать, что в какой-то момент, переваривая всё это через живопись, авторы отдали предпочтение каллиграфии – как высшей возможности прикоснуться к Дао.
Когда вдохновение в минскую эпоху начало сходить на нет, на первый план вышло внешнее проявление взаимосвязи каллиграфии и живописи. О живописи, как и о каллиграфии, стали судить по технике владения кистью, а о сюжете, вдохновении и чувстве забыли. В искусстве каллиграфии смысл иероглифов, выбранных из классического текста или поэмы, был не так важен, как манера исполнения, ведь сюжет не являлся оригинальным -- художнику принадлежало только само исполнение. Перенесение таких стандартов на живопись привело к ее упадку. В этом позднем искусстве, известном как "вэнь жэнь хуа" ("живопись ученых") , о качестве произведения стали судить по числу черт и манере их исполнения.
На сюжет обращали мало внимания, а сам рисунок, будь то пейзаж, изображение цветов или человека, оценивался с точки зрения искусства владения кистью.
Вот даже как было. Правда через некоторое время и это изжило себя и снова всё гармонизировалось.
Так что с полной ответственностью можно утверждать, что китайская живопись – это рисунок+каллиграфия+печать.
Таааак…
Ну что, грузанула, да? А это ещё по кочкам-вершочкам)
Возвращаемся в деревню
Вот такая гирька, к которой собачку привязывают у входа.
А это картина на стене – девять бессмертных. Попозже расскажу.
Каждое утро мы ходим в пещеру духов – заниматься цигун. Я – всё ещё занимаюсь саботажем. Не могу пока понять – к какому месту этот цигун прикладывать и для чего он мне нужен.
Сенсей очень мягко пытается давить, как вода, капает на маковку, испытывая на мне разные методы убеждений: Тай, это вот полезно для каллиграфии! Тай, это вот полезно для разработки кисти. Тай – это вот полезно для спины…
Я такой – ааа, ну вот это понятно! И делаю. А так, ни с чего энергию собирать – низнаааа… Но вы меня не слушайте, я упрямый баран, мне нада, чтоб конкретная цель. Сенсей вздыхал и постоянно обтекал моё сопротивление))
Но вообще – виды шик.
Помните, показывала вид на город внизу – так вот. Город исчез. Посмотрите – мы – в молоке.
Абсолютное Дао.
Пустота, из которой в любой миг может что-то родиться.
Днём мы занимаемся каллиграфией и рисованием.
И вдруг случается с нами история.
Мы там маленькую гостиницу оккупировали, бросали в холле все свои листы, рисунки, кисти. И вот видим, один человек, посмотрел наши каляки, берёт бумагу, тушь, кисть – и начинает рисовать.
Мы сбежались - кто, что?
Оказалось, что это довольно известный художник, в инете его имя даже есть, устраивает выставки в Китае. В горы вот отдохнуть приехал, а тут – лавайцы чета пытаются рисовать.)
В общем, конечно, мы смотрим, мотаем на ус. Он что-то комментирует иногда, потому что рядом с ним – его персональный ученик. Ученик чуть на английском говорит, так что и сенсей и мы – вполне включены в диалог.
Как видим, художник рисует в технике сеи)
Картину можно нарисовать быстро, но так как подобная живопись делается без набросков, то требует высшей степени мастерства.
Послушали советы, сенсей блеснул талантом и удивил художника. Мир-дружба. Пошли дальше рисовать. Вдруг одна из женщин нашей группы кричит: Тай, иди сюда, художник наши картинки рассматривает, твою смотрит, что-то говорит! Я отвечаю: я всё равно не пойму! А мне: да иди!
Подхожу, реально, что-то говорит своему ученику. Тут и мой сенсей подошёл, слушает.
Потом говорит: хвалит тебя. Ты вот ерундой занималась на лекции, а он говорит – очень крутая линия, не каждый китайский художник такую выведет. Я такая: ДА?! О_О
Да.
АААААААААА!
Прыгаю и ору!
Все ржут.
А линия – вот она – это мазок «металл», здесь надо уметь не отрываясь провести вверх вниз кистью линию так, чтоб создавалось ощущение изгиба травинки.
Воооот.
А потом он нам написал стихотворение Мао Дзэдуна.
Скорописью.
Вот прошлый раз я как раз говорила о стилях каллиграфии. Так вот это ещё один, наиболее сложный стиль – цаошу.
Здесь все иероглифы словно сливаются в одну линию сплошную.
Кажется небрежным словно, но это настоящий профессионализм и искусство.
И снова совершаем небольшую прогулку. Лезем на гору, с неё ничего не видно в плотном тумане, но сами тропинки выглядят очень сказочно. В ползущих клочках тумана – мистическое зрелище!)
На травинках – капли, словно хрусталь.
Смеркается, возвращаемся в деревню. Огородами)))
А вот и наш ужин. Знаменитый «самовар».
Курочка, только что бегала((( а теперь вот булькает. Бульон жирный, на газу, видите? В него можно кидать всякие шкварки или овощи – и есть потом.
Вечером – согрело прям, а то сырость пробирает до печёнок, хоть и красота кругом, конечно)
Ну что, поели горяченького – и до следующего раза!
Туманы, живопись и походы – ждут нас!)
До встречи.
Комментарии (65)
20:01 06.03.19
19:42 06.03.19
17:23 06.03.19
13:23 18.01.19
13:22 18.01.19
13:12 18.01.19
13:06 18.01.19
20:33 06.01.19
18:29 24.12.18
18:25 24.12.18
14:30 24.12.18
14:24 24.12.18
14:14 24.12.18
14:08 24.12.18
13:49 24.12.18
22:38 23.12.18
22:17 23.12.18
18:48 23.12.18
18:28 23.12.18
13:00 23.12.18
02:22 23.12.18
01:59 23.12.18
01:57 23.12.18
01:47 23.12.18
01:44 23.12.18
01:42 23.12.18
01:41 23.12.18
01:39 23.12.18
01:31 23.12.18
01:20 23.12.18
01:14 23.12.18
01:14 23.12.18
01:10 23.12.18
01:08 23.12.18
01:07 23.12.18