Привет всем!
Хорошего пятничного вечерочка - и настраиваемся на большую прогулку по грандиозной выставке «КРАСОТА ЯПОНИИ. НИХОН НО БИ»
Подобное мероприятие, посвящённое традиционным искусствам Японии, проходит не впервые. И в прошлом году мне тоже удалось посетить выставку. Но в этот раз я туда ходила аж два дня подряд, чтобы объять по возможности необъятное. Чем и делюсь с вами.
При входе встречают нас вот такие инсталляции)
Весь второй этаж огромного выставочного комплекса ЗиЛ был посвящён икебане.
Работ очень много, но все они – от двух школ Икэнобо и Согэцу. Представленные работы в основном – это дело рук наших мастеров. Только несколько – от японских. Но все они передают дух своих школ, гармоничного познания мира, проникновение в красоту каждого цветка или ветви. И хочу заметить, что у искусства икебаны – очень много правил, не разобравшись в которых, автор рискует составить просто красивый букет, а не икебану.
Пройдёмся и полюбуемся работами под игру на кото. Музыка исполнялась там вживую. У меня записи нет, но музыку оставлю)
А я пока расскажу про две школы икебаны.
В 2012 году школа Икэнобо отметила свой юбилей – 550 лет. На протяжении всей многовековой истории ведущие мастера школы создавали композиции, которые были востребованы обществом в конкретный момент : алтарные – Татэ Хана, Рикка, отражающие японский пейзаж, в стиле Сёка для ниши Токонома, а так же Морибана, Нагаирэ и Дзиюка (свободный стиль).
В настоящее время оригинальные композиции создаются во всех стилях Икэнобо. Самая древняя школа икебаны и сегодня остаётся в Японии символом изящества и утончённого вкуса.
Кстати, открою секрет – основным признаком принадлежности к этой школе являются работы, в которых все использованные материалы стоят вот так, в рядок)) Это нам сенсей сказала.
Вторая школа – популярная во всём мире школа Согэцу, основанная в 1927 году мастером Софу Тэсигахара, в своём имени содержит идею всеобщности: слово «согэцу» буквально значит «трава и луна». Трава – это то, что под ногами у каждого, луна – бесконечно далёкий и прекрасный объект, который струит свой свет на всех. Особенность Согэцу — гибкие правила построения композиций, главное: икебана должна передавать течение времени и при этом быть прекрасной и свежей. Ключевые стили Морибана и Нагаирэ при подробном изучении раскрывают возможность уверенности в бесконечном пути постижения свободных стилей и поиска баланса и гармонии вместе с наставником.
Так вот хочу поделиться просто волшебными минутами, которые удалось пережить.
Перформанс, в который было включено всё: каллиграфия, стихи и икебана.
Учитель, госпожа Мидори Ямада, читала стихи на японском, затем писала их каллиграфически на свитках, поясняла смысл, открывала тонкости и нюансы, также передавала через черты настроение стихотворения, его ритм, течение. И одновременно с двух сторон от неё, на сцене, два мастера икебаны создавали свои произведения в стиле двух названных школ. Вдохновением для их работ – также служили услышанные стихи. Поэтому в работу они закладывали идею, передавая её через сочетание формы и материала.
Вот как это выглядело в общем.
стихи.
Здесь немножко видео не ахти, настраивала камеру, но поясняется смысл первого стихотворения.
Ну и ещё немного каллиграфии.
А теперь – по деталям.
Первое стихотворение.
Второе стихотворение.
Третье стихотворение.
Четвёртое стихотворение.
Это настоящее эстетическое лакомство. Стихи, письмо, тушь, и создающиеся на ваших глазах работы, которые передают душу произведения, но с теми оттенками, которые видят два мастера.
Это сенсей нам рассказывала о том, как она себе представила полупустой лес с оленем, где на деревьях больше фруктов, чем листьев.
Ну, что ж, утираю сопельки восторга. На самом деле час – словно в волшебном мире. Абсолютная гармония, мастерство и желание делиться чем-то, что обогащает разум и душу.
Что ж, пойдём дальше. Посмотрим на керамику.
Керамика – в Японии искусство также приобретённое, корейцы в этом были большие доки, японцы у них многое переняли. Хотя селадоновые вещицы – изначально всё-таки китайская красота. Ну, все дороги ведут в Китай, помним, да)
А вот чашки раку – очень японские. Вообще я не делала пост по чашам раку? Ооо, это великолепные вещицы ручной работы. Вот видите, какие на них вмятинки от пальцев, неровные края, небольшие рисуночки, иногда секреты для гостей на донышке чаши, в виде раковинки или рисунка. В общем, такие вот якобы «неказистые» чашки – это на самом деле огромное мастерство и глубокий концепт.
Ну а это цубы – гарды для катан – тоже предмет не только утилитарный, но и художественный.
Меньше всего на выставке меня, пожалуй, порадовала живопись.
Вспомним, что такое японская живопись суми-э. Стиль суми-э (суми — «тушь», э — «картина») или суйбокуга (суй — «вода», боку — «тушь», га — «картина») заимствован у китайских художников в ХIII-XIV веках, а к концу XV стал основным направлением японской живописи. Техника суйбокуга представляет собой монохромные рисунки и характеризуется использованием чёрной туши, твёрдой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шёлк.
Скажу теперь как человек, который занимается китайской живописью. Сразу ощущается отсутствие таких-то критериев. На картинах по ощущению – просто рисунки, выполненные в монохроме тушью, то есть акварелька, которую исполняют кто во что горазд. Если вы частенько ходите по выставкам китайской живописи (или посты мои смотрите) то разница в исполнении между китайцами и японцами (а в данном случае – разница в подражании) очевидна.
\Есть там пара картин и от Ямады-сенсей (подпись имеется) и даже картина, призёр конкурсов.
Вот то, что реально понравилось мне.
Ну и немножко фото из серии «движенье рук изящных». Чайная церемония. Тя-но ю.
«Символом хрупкости человеческого доверия служит чайная чаша тяван. Природа играет особую роль, определяя регламент проведения чайного действа. Так зимой — это забота о том, чтобы не погас огонь под очагом, и чтобы от горячего чая гостям стало тепло. Летом будем ограждать их от жара, раздуваемого ветром под котлом кама, где шумит, закипая, вода. Движения мастера спокойны и уверены. Но даже лёгкий ветерок, коснувшись его тонкой души, и не останется незамеченным…»
Я просто загипнотизирована была движением рук этой женщины. Они отточенные, в них присутствует твёрдость, пластичность, грациозный изгиб, красота в микроповоротах, которые, вроде как, и не нужны для дела, но пишут картину в воздухе, приковывая взгляд.
Ну, что ж, на этом откланиваюсь) Радостно, если прогулка понравилась, смогла развлечь или рассказала о чём-то новом.
Всем хороших выходных!)
Комментарии (34)
08:47 13.11.19
02:59 13.11.19
18:31 11.11.19
18:29 11.11.19
18:15 11.11.19
12:08 11.11.19
18:52 10.11.19
18:49 10.11.19
18:42 10.11.19
18:25 10.11.19
18:15 10.11.19
20:48 09.11.19
20:28 09.11.19
20:00 09.11.19
19:53 09.11.19
19:21 09.11.19
19:15 09.11.19
19:05 09.11.19
18:48 09.11.19
18:41 09.11.19
18:09 09.11.19
16:01 09.11.19
00:12 09.11.19
23:51 08.11.19
22:39 08.11.19
22:34 08.11.19
22:30 08.11.19
22:24 08.11.19
22:11 08.11.19
22:07 08.11.19
22:06 08.11.19
22:03 08.11.19
21:56 08.11.19
21:46 08.11.19