Привет всем!
Хорошего пятничного вечера.
За последние пару недель попались мне две замечательные книги, которые хотелось бы порекламировать, а заодно и рассказать: случилось так, что всё одно к одному. Встретилось мне много уникальной и интересной информации про один архитектурный памятник. Уж и всем он необычен – и возникновением, и всей своей формой, и красотой дивной… Так что же! А я ж могу про него не только почитать в книгах, но и съездить посмотреть и даже руками потрогать! Ну и, конечно, вам всем показать, чтоб тоже подивились вместе со мной)
Итак, на повестке дня - шедевр средневекового русского зодчества – шатровая церковь Вознесения в Коломенском.
Пара слов о непосредственно парковом комплексе Коломенское. Излюбленная резиденция великих русских правителей, Коломенское, сегодня входит в Московское государственное объединенное художественное историко-архитектурное и природно-ландшафтное музей-заповедник.
Расположился он на высоком берегу Москвы реки в южном районе столицы, и добраться туда можно прямо на метро. Площадь усадьбы Коломенское с прилегающей территорией составляет 390 гектаров.
Однако проходим на берег Москвы реки и видим её - нашу белоснежную красавицу.
Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного. Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С. А. Гаврилова, церковь была заложена на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной. Храм возведён как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.
Но это как оказалось не просто новая домашняя церковь – а буквально – шаг в новую эпоху русского зодчества.
Вот что пишет об этом А. В. Иконников «Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций»
«Шатровая церковь возникла как-то сразу, без предварительного развития, В 1532 г. в честь рождения долгожданного наследника престола у Василия 3 построена церковь Вознесения в ансамбле загородного великокняжеского дворца подмосковного села Коломенского. Храм высотою почти 65 м, поднявшийся на горе над широкой низменной поймой Москвы-реки, был настолько необычен, что летописец особо отметил – «церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде того на Руси».
Вместе с тем храм, появление которого не было подготовлено экспериментами, стал не только наиболее совершенным воплощением типа, но и одним из вершин русского средневекового зодчества. Это побуждало историков искать истоки её формы. И. Е. Забелин полагал, что сложилась она в деревянном зодчестве (…..) и мнение это подтвердила, казалось бы, летописная запись, обнаруженная М.Н. Тихомировым: «Князь Василий поставил церковь камену (…) вверх по деревенное дело в своём селе Коломенском» - то есть верхом, сделанным так, как обычно в дереве.Однако очевидны целостность системы форм коломенского храма и её органичность именно для каменной конструкции, на что обратил внимание Г. П. Гольц, один из самых тонких мастеров советской архитектуры.
Многие детали храма в дереве были просто немыслимы – окна на гранях шатра, высокие и узкие проёмы с арочным завершением, открытые гульбища на аркадах. Шатёр же в камне естественен, как и в дереве, - его конструкцию образуют напуски складки.
Ключ к "секрету" открывает, по-видимому, родство шатровых церквей с башнеподобным вариантом крестово-купольного храма и бесстолпными приходскими церквями. Изменение традиционной формы исходило из содержания, продиктованного заказчиком – Василием 3. Символическое отражение представлений о мироздании вытеснялось символикой более конкретной. Образцом по догадке М. А. Ильина, послужила сень над сакральным местом. Надпрестольные сени в православных храмах появились издавна – Г. М Штендер открыл в новгородском Софийском соборе основание сени 11 века. Форма эта была знакома и в дохристианские времена. Сень – образ божественной благодати, нисходящей на «осенённое» место.
В Коломенском символ этот отнесён не только к великокняжеской семье, которой принадлежал храм, осенённый шатром, но и ко всему институту центральной великокняжеской власти.
Церковь в Коломенском дала начало разнообразному ряду шатровых построек. Их мажорная праздничность определила своеобразный жанр построек-монументов, в котором светские элементы играли важную роль. Не случайно шатровые храмы в 16 веке строились по заказу двора и близких к нему людей. Заключавшие в себе небольшое пространство, они были рассчитаны в основном на восприятие оставшегося снаружи. По существу, их можно отнести к скульптуре с не меньшим основанием, чем к архитектуре.»
Примеры:
Немножко видов нашей красавицы)
Чуток ещё инфы как раз о внутреннем пространстве и особенности формы, оттуда же, но переписывать уже сил не было)
Потому что далее хотелось бы привести выдержку из книги А. В. Волошинова «Математика и искусство», о применении золотого сечении я и совершенстве данного храма, способного своей идеальностью потеснить и всем известный Парфенон.
Готовьтесь)) Математики испытывают катарсис! ХДД
А.В. Волошинов «Математика и искусство»:
«Но для нас храм Вознесения интересен еще и тем, что он является не только гимном расправляющей крылья России, но и архитектурным гимном геометрии.
Ни один из рассмотренных архитектурных шедевров, в том числе и Парфенон, не настолько пронизан геометрией, не настолько прост и лаконичен в своей размерной структуре, как храм Вознесения в Коломенском. Соразмерности храма с предельной ясностью определены двумя парными мерами: горизонтальные - малой (тмутараканской) саженью Ст и косой новгородской саженью Кн (Ст:Кн = 1:√2), вертикальные - малой саженью Ст и мерной саженью См (Ст:См = 1:(√5 - 1)) и их комбинацией См:2Ст= (√5 - 1):2 = φ, дающей золотое сечение. Таким образом, храм Вознесения является также прекрасным примером применения московскими мастерами измерительного инструмента типа новгородской мерной трости, созданной, как мы помним, для работы именно этими двумя парами мер.
Рассмотрим пропорциональный анализ храма, сделанный архитектором Шевелевым.
В основу плана церкви Вознесения положен квадрат ABCD со стороной в 10 малых сажень: а = АВ = 10Ст. Ясно, что диагонали квадрата равны 10 косым новгородским саженям: AC = BD = 10√2СТ = 10Кн. Так с помощью парных мер Ст и Кн осуществлялся контроль правильности построения исходного квадрата. Окружность радиуса R = 5Kн, описывающая квадрат, определяет положение всех 12 наружных углов плана храма. Вписав через середины сторон в квадрат ABCD новый квадрат и сделав построения, мы получим внешний контур плана - 20-уголъник.
Выступающие над исходным квадратом части называются притворами, их ширина равна а/2 = 5Ст. Выразив радиус описанной окружности R в мерных саженях и отложив эту величину в малых саженях, строители получали сторону квадрата b, определяющего внутреннее пространство храма.
Разумеется, коломенские мастера не вычисляли никаких радикалов! Они просто прикладывали мерную трость разными сторонами и автоматически переходили из одной меры в другую. План церкви построен. А мы выразим еще сторону квадрата с, охватывающего притворы: с = √7/2а (треугольник, из которого находится с/2, на чертеже не показан, чтобы не портить красоту центральной симметрии плана; найдите его). Зная а, b, с, легко выразить все остальные размеры плана и соотношения между ними. Перейдем к объемам и вертикальным членениям храма.
Церковь Вознесения со всех сторон окружена крытой галереей, поднятой над уровнем земли и называемой гульбищем. Гульбище делалось на уровне перекрытия подклета - полуподвального помещения, используемого в хозяйственных целях. Вход в церковь устраивался с гульбища, на которое в храме Вознесения ведут три крыльца, и, таким образом, вертикальные размеры церкви с гульбищем воспринимаются от уровня последнего.
Основной объем храма составляет 20-гранная призма, поставленная на подклет. Ее высота равна стороне исходного квадрата а. Таким образом, ядром основного объема является куб - четверик а×а×а (а=10Ст), украшенный гранями притворов. (....) Площадь верхнего сечения шатра уменьшена в 16 раз, а его линейные размеры - в 4 раза. Поскольку 1/4 сажени равна локтю, то, следовательно, верхнее сечение вписано в квадрат где Лт - малый (тмутараканский) локоть (4Лт = Ст).
Наконец, через венчающий карниз шатер завершается восьмигранным барабаном, сечение которого на малый полулокоть превышает верхнее сечение шатра. Барабан чуть нависает над шатром и вписан в куб f×f×f (f = 9,5Лт), а вместе с главкой, взятой без яблока (см рисунок), барабан вписан в прямоугольный параллелепипед f×f×√2f. (.....) Высота основания h1≈14Cт, а высота завершения h2≈14Kн, откуда h1:h2 = Cт:Kн = 1:√2, т. е. главные вертикальные членения храма также относятся как малая и косая новгородская сажени.
Но пропорции храма Вознесения определены не одной, а двумя математическими закономерностями. Помимо пропорции Ст:Кн= 1:√2, определяющей основание, статическое начало храма, есть в нем и другая тема - тема развития вверх, вознесения, которая определена пропорциональной цепью: Ст:См = 1:(√5 - 1), а также пропорцией золотого сечения: См:2Ст=φ.
В проведении этой темы соблюден знакомый нам по Парфенону принцип встречного движения пропорций. Две разные пропорциональные цепи накладываются друг на друга, сталкиваются и противоборствуют. В этом столкновении двух противоборствующих начал - горизонтального и вертикального - и заключается архитектурный образ церкви Вознесения.
Не останавливаясь на математическом анализе этих двух систем, предоставим слово автору прекрасного эстетического анализа церкви Вознесения, искусствоведу А. Циресу. "В образе этой церкви,- пишет Цирес,- сплетаются два основных лейтмотива: мотив острого, полного столкновений и диссонансов динамизма и мотив гармонически спокойной красоты... Сложный ритм арок нижних галерей... идет, учащаясь от краев к центру,... теснит арки от краев к углам основного массива церкви и к ее середине,... подсказывает смену горизонтального движения движением, направленным ввысь... Так снизу вверх идет последовательное смягчение кристаллизма и нарастание компактности объема, вплоть до его стянутости в крепкий узел, венчающий всю объемную композицию главкой".
Да, дааа, я понимаю, что очень много букв и цифр.
Но зато как круто-то, а?!
Восхититесь же, люди, рядом с таким чудом живём, а всё чужое хвалим!
Нам есть чем гордиться, поэтому давайте и мы не посрамим.
Вот, к примеру, как сказал о церкви Вознесения французский композитор Г. Берлиоз
«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».
Ну и мы погуляем вокруг, полюбуемся со всех видов и ракурсов.
Это, кстати, во время фестиваля «Круг света», посвящённому иллюминации различной и всяким световым шоу.
Конечно, парк Коломенское огромен, и здесь у меня сегодня была другая задача, но побродить можно.
Немного фоточек.
А нет, вот на это обращу внимание. Очень необычная икона – Богоматерь «Державная».
Вот наверняка такого не видели, эксклюзив коломенский. К
Крестьянка слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава.
По мнению ряда православных толкователей, например, митрополита Макария, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, и в частности, по мнению Михаила Димитрука, за нарушение Соборной клятвы 1613 года; но сама Богородица, по мнению Сергея Фомина, хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства. В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».
Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москве, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества».
А вот старая дорога из камня, и, пройдя по ней, под сенью листвы, обнаружили вот такое ЧУДО!!!
Вот это деееерево!
А ещё в Коломенском много яблоневых садов. Нашенское ханами можно проводить, как у японцев, любование цветами.
На этом всё на сегодня.
Всем хорошего настроения и приятных открытий даже в мелочах!
Комментарии (48)
15:40 06.08.20
17:14 04.08.20
01:39 04.07.20
01:37 04.07.20
21:48 02.07.20
21:17 02.07.20
17:44 30.06.20
17:11 30.06.20
08:22 28.06.20
08:21 28.06.20
23:09 27.06.20
23:06 27.06.20
23:01 27.06.20
22:47 27.06.20
22:44 27.06.20
22:41 27.06.20
22:33 27.06.20
22:33 27.06.20
21:49 27.06.20
17:19 27.06.20
16:29 27.06.20
16:29 27.06.20
16:13 27.06.20
16:06 27.06.20
12:57 27.06.20
12:51 27.06.20
12:12 27.06.20
12:04 27.06.20
11:38 27.06.20
11:18 27.06.20
11:16 27.06.20
11:01 27.06.20
11:00 27.06.20
10:56 27.06.20
10:52 27.06.20