Привет всем, кто меня знает, и тем, кто первый раз видит!
Вот Волчара опять явился, хоть и чутка запылился. И как обычно по пятницам хочу вас грузануть… Нет. *смеюсь*
Сегодня будем гулять, рисовать и стихи читать. Гулять по моим любимым просторам, их же и рисовать, а вот стихи будут китайские. *вскидывает ладонь, предупреждая протесты* нормально все сочетается, уж поверьте)
Собственно, с чего началось? Выхожу я из лесу на берег крутой и начинаю усиленно созерцать природу. А потом думаю: а дай-ка я по этому случаю стихи почитаю! Открываю, значит, на случайной странице, как говорится, томик… и вот же, как удачно. Смотрите.
Кто зрением слаб, щас продекламирую, садитесь. Тем более, что дождь начался, лучше вот под мохнатой сосной укрыться.
Начисто смою с себя
Жизни столичной следы.
Сразу вернусь на восток,
Только закончится год.
Место себе подберу
Где-то в горах, близ воды –
Рыбу там буду ловить
В бездне лазоревых вод.
Рыбу продам и куплю
Вина по сходной цене,
Буду то трезв, то пьян,
С флейтой сдружусь между тем.
Хижину возведу
В заоблачной вышине,
Буду знакомство водить
С чайками - больше ни с кем!
А, каково!)
Расскажу немного о том, что читаем. Это китайская лирика в жанре цы. Небольшие стихотворения на мотив какой-либо популярной в народе песни. Исполнялись под аккомпанемент различных инструментов. Сейчас специалисты утверждают, что ближе всего такая поэзия к европейскому романсу. Однако, хоть сборники подобных стихов, тогда еще от безымянных авторов, были составлены уже в 6-ом веке н.э., все-таки подобная поэзия среди ученых мужей и просвещенных товарищей популярностью не пользовалась, в отличие от поэзии ши, классических четверостиший или восьмистиший. Слишком уж как-то простонародно.
Но время шло, в стране много было всяких потрясений и катаклизмов, к подобным песням обращалось все больше поэтов, писали их уже и очень известные господа, типа Ли Бо даже (хоть и несерьезно у него все это) и Су Ши, а он тоже величина, прямо скажем, немалая. В 10 веке лирика в жанре цы основательно потеснила все остальные жанры. Мастодонты от поэзии придали ей лоск и изысканность, и уж до 13 века поэзия цы просто расцвела и достигла огромных высот в популярности.
Далее уже идет спад, потом к 17-ому веку снова начала возрождаться лирика цы, но прежних высот уже не достигла и выдающихся имен так и не обрела. Впрочем, прекрасное наследие сберегли. А вот для нас даже перевели и издали в прекрасной книге «Китайская лирика», составитель Т. И. Виноградова и чудесный переводчик М. Басманов. Рекомендую к прочтению полностью всем заинтересованным.
Ну, вот сейчас нам дождь аккомпанирует, раз мелодия нужна к стихам.)
Кстати, кто-нибудь слушал ливень у большой воды? Шум падающей воды на водную гладь через множественные удары и слияние завораживает. Но это не водопад, не оглушает, а словно накатывает и обволакивает.
Но лучше чем мастер слова К. Паустовский не скажу. Вот как это у него, заслушаться просто.
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
Но вернемся к дождям. С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной. Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
Для интересующихся, это из отличной книги про писателей и о писательском мастерстве «Золотая роза». Тоже рекомендую.
А узоры какие на воде, текучие…
Ну что ж, кажется, дождь заканчивается, можно и дальше идти. Надо ж еще найти вдохновляющее место для зарисовок)
Подальше в чащу, в укромные уголки, где все так сумрачно и тихо. Ну, дождь пытается ещё чутка подоставать. Но не критично. Тем более, что и фотографии выходят с дождем интереснее. Некоторые.
В сумрачном лесу – получаются сумрачные рисунки. Вот типа такого. Но мне по-кайфу)
Но потом снова выглядывает солнце – и вуа-ля – как прекрасен этот мир, ага-ага!)
Всё, теперь можно и в поле идти, разнотравьем любоваться, просторами и небом в облаках.
Здесь тоже надолго меня задержали виды. Впервые пробую цветные карандаши для рисунка. Выходит трудно и практически на ощупь, но результат в целом меня удовлетворил. Девчатам чаще нравится цветное)
На фотке темнее, чем на сканере, но ощущение, что цветопередача лучше, не знаю, не шарю я в этой технике… Зритель мне судья.
О, а это Мергеша меня нашёл, хаски наш, как собака баскервилей примчался ко мне и лезет, типа, чего это вы тут делаете, а?
Да ниче. Природу вот созерцаю. Читаю вот. И ты посозерцай, ок?
Сидим, созерцаем. Каждый свою сторону.
По карьерам идем, они старые и уже очень живописные.
Здесь можно присесть и начеркать скетч молодой сосенки. Пробую пастельные грифели. Инструмент интересный, но какой-то не мой. Впрочем, сосна получилась, как хотелось на том и порешу.
Ну ладно, полевыми цветами налюбовались, теперь можно и чего пошикарнее.
Например, есть у меня один тайный пруд, только ползти надо через крапиву, но на место придем, чё покажууууу…
Пока вот через орешник пройдем.
Иииии - вот! *раздуваюсь от удовольствия*))
Но мне еще пуще нравятся вот эти подводные растения, как покрывала безбрежного леса лежат они далеко внизу под ногами.
Для разнообразия можно и в сады с цветами заглянуть.
Обожаю вот это сочетание цветов – желтого и зеленого, ваще укроп самый фотогеничный перец в этом смысле. Но вот еще есть такой цветок. И он – крут на мой взгляд.
Всего полно, но больше мне нравится вот этот цвет, темно-винный, бордовый, почти черный… Просто балдею от этих темных оттенков.
Ну и тяжелая артиллерия ваще. Я в осадке!
Лилию (правда желтую) можно и нарисовать. Получается часа через три вот так. Кажется, я теперь знаю лилию даже изнутря, фууууух…
Ну ладно, теперь через запруженный и заболоченный ручей пройдем. Здесь бобры пытались обосноваться как-то, но шумно вокруг, народу много, волчары ходят какие-то. В общем, ушли бобры. Жаль. Но красоты остались.
И снова сворачиваем к лесу и реке.
Тааак, где там наша книжица? Давайте вдохновимся.
По озерам и рекам скитаюсь давно –
Десять лет, почитай, это длится.
Распеваю в пути, распивая вино,
И ни разу я не был в столице.
Вас каким это чудом сюда занесло?
Неожиданно так вы приплыли.
Над беседкой туман. Всё травой заросло,
Обметало виски серой пылью.
Поднимаемся вверх. С высоты смотрим вдаль.
И открылся простор взорам нашим.
На селение дождик накинул вуаль,
Чуть видны лишь дома там и башни.
С вами мне хорошо.
Но боюсь, что чуть свет
Вы исчезните завтра внезапно.
И цветы мэйхуа вам осыплет вослед,
И о вас мне напомнит их запах.
Здесь, на берегу, присаживаюсь уже ближе к вечеру. Достаю снова скетчбук, набрасываю пару линий.
Стайка подростков проходит по берегу, рядом, но чуть выше. Одна девушка решается подойти. Рисуете? Да, говорю. А что, интересуешься живописью? Кивает смущенно и говорит, что тоже пробует.
Нууу, меня уж не заткнуть, только дай наставить на путь истинный! ХД Хотя начали с природной симметрии. Она вообще в подавляющем случае вертикальная. Знаете случай горизонтальной симметрии в природе? Единственный, меж прочим, как утверждают знающие люди и наблюдательные – тоже… ))
Это - отражение в воде, бинго! Не поэтому ли нас отражение это необъяснимым образом завораживает, приковывает взгляд, приглашает всматриваться и наслаждаться чем-то абсолютно необычайным якобы под покровом обыденности. Но приподнимите покров – ииии…
А тем временем подтянулась к нам еще одна девочка, потом еще одна. Потом парни сели полукругом.
Я меж тем пытаюсь добиться приблизительно гармоничной композиции на своем так и не начатом рисунке) Многие художники считают, что хорошо бы разделить картину на три равные части, это, дескать, создаёт динамические пересечения, которые приковывают взгляд. Но симметрия может быстро наскучить, и лучше отдать предпочтение принципу динамического равновесия, а не сопоставлению равных частей.
Оооо, вот этому как раз у китайцев надо поучиться. Симметрия, геометрия и прочие параллели – это просто зло и бесовщина. Все должно держаться на неком ощущении динамики, сопоставлении частей больших и малых, их количества и даже веса. Научиться можно, но пока не почувствуешь…
«Достигнув конца того, что следует знать, ты окажешься в начале того, что следует чувствовать» (Д. Джебран)
А вообще ну просто удивительно, что жанр пейзажа – подчеркиваю, что самостоятельный жанр – в европейской живописи очень молод, и, тем не менее, в мировом понимании живописного пейзажа он имеет большее значение и влияние, чем пейзаж китайский, хотя ему-то уж больше полутора тысяч лет… увы.
Так, ну ладно… Чувствую себя уже древнегреческим философом, который в садах мудрствует с учениками. Думаю, а ребятки ваще уходить собираются или нет? У меня еще бутылка пива в рюкзаке… и только две линии - на бумаге.
Но вскоре компания поднялась, все очень вежливо поблагодарили за рассказ и покатили на великах по лесной дороге к своему поселку. Какая любознательная молодежь, а!
А у меня, тем временем, времени-то часа два осталось до заката. Вот что успеваю набросать.
А потом уже и расслабон. Созерцаем природу и «двойной» закат, дээээ)
Вот так и погуляли, порисовали и все такое. Можно и пивка попить. Желаю хороших выходных и плодотворного отдыха. До встречи!
Комментарии (144)
00:04 18.04.21
23:39 17.04.21
09:57 27.09.20
22:39 26.09.20
00:06 22.09.20
00:00 22.09.20
23:05 21.09.20
23:03 21.09.20
21:06 21.09.20
20:48 21.09.20
20:01 21.09.20
19:14 21.09.20
14:58 20.09.20
20:07 18.09.20
19:52 18.09.20
16:46 13.09.20
16:37 13.09.20
15:51 13.09.20
15:04 13.09.20
10:57 13.09.20
14:20 12.09.20
13:54 12.09.20
13:51 12.09.20
13:50 12.09.20
13:41 12.09.20
13:27 12.09.20
13:24 12.09.20
13:20 12.09.20
13:15 12.09.20
13:11 12.09.20
13:08 12.09.20
12:58 12.09.20
12:25 12.09.20
12:23 12.09.20
12:19 12.09.20