Ну, может название поста не совсем отображает его суть...
Суть в том, что дочитала хорошую книжку и хотела посоветовать её местным жителям.
"Проект Аве Мария" называется, от автора "Марсианина" - Энди Вейера.
Начала читать совершенно внезапно и спонтанно. Посмотрела "Человек на Луне" с Райаном Гослингом, полезла в фильмографию актёра. А там в предстоящих фильмах на 2026 год "Аве Мария". Думаю "хм, есть книга и будет фильм... надо почитать книгу". Лично для меня это очень интересный опыт, когда книгу читаешь до просмотра экранизации. Чтоб потом со знанием дела и по существу плеваться))
По ссылочке вверху можно чекнуть аннотацию, но конечно она не передаёт всей картины.
Чтоб не спойлерить от себя добавлю - чувак один на корабле где-то в космосе и ему нужно вспомнить что, кто, зачем, почему и постараться выжить попутно спасти человечество.
По атмосфере книгу можно разделить на 3 части: начало более такое "сай-файное", ждёшь серьёзную и грустную историю о выживании; к средине происходит финт ушам, задающий новый вектор повествованию.
Ещё там есть глуповатый авторский юмор, кому-то может не понравиться - сильная баба, хулящая других баб (в её оправдание - для неё все мусор) и немного стереотипные русские специалисты (не знаю, как это будут экранизировать, с нынешними ограничениями и толерантностью к любой тумбочке). Но большинство упомянутых персонажей в основном не фигурируют в сюжете, а нужны больше для создания окружения ГГ. Так что можно не заострять на них внимание.
И вот в последней трети книги происходит не искусственный накал драматизма, искренний и сверхгуманистический финал (но не совсем хэппи-энд!), за который прощаешь автору весь глупый юмор.
Но что поразило меня больше всего - "Аве Мария" очень доброе произведение. Там не только о самопожертвовании во имя человечества (что мы уже видели и читали тысячи раз), но и о дружбе и взаимовыручке, сострадании и понимании не только к человеческому существу.
В общем! Если любите серьезную, но не сухую и бездушную, фантастику (научную ли?) - рекомендую.
***
И чтоб не создавать отдельный пост, чуть-чуть позанудничаю здесь о "твёрдой" НФ.
Как-то размылись её рамки, вам так не кажется?
Например, не отходя от кассы, "Марсианин". С чего закручивается сюжет - буря на Марсе ушатала космонавта. Но, как сам автор признался в интервью - атмосферное давление на Марсе намного меньше, чем на Земле и "буря" там - это лёгкий ветерок, который не причинил бы вреда ни кораблю ни команде.
Опять же, сам автор говорит, что преувеличил намеренно, ибо "по сюжету человек борется с силами природы и мне захотелось, чтоб природа нанесла удар первой".
Но при этом "Марсианин" считается твёрдой НФ.
Отличная книга Бориса Штерна "Ковчег 47 Либра", которую мне тоже рекомендовали как "твёрдую" (а она в мягкой обложке, хаха, шуточка). Автор развивает идею осуществимых космических перелётов на дальние расстояния (не в масштабах одной человеческой жизни, конечно). Но опять же там есть нанороботы. Есть эволюционировавшие собаки, способные выполнять почти что человеческую работу. Это твёрдая НФ?
Советуют "Дисфункцию реальности" Питера Гамильтона. Вот прям вообще всё по полочкам, адекватно, научно - говорили мне. Первые пару страниц обрушивают на читателя такой текст:
"Пространство вокруг штурмовика "Бизлинг" раскололось сразу в пяти местах. Каждый, кто в этот момент заглянул в быстро расширяющиеся разрывы, увидел бы бесконечную пустоту. А потом из зияющих прорех с ускорением в шесть g, мгновенно разворачиваясь для перехвата, выскочили корабли.
...сигнал тревоги, датавизированный компьютером, заставил капитана оторваться от астрогационного обзора. Благодаря нейронаноникам информация поступала сразу ему в мозг".
Аластер Рейнольдс и его "Пространство откровения".
"Сектор Мантель, северная часть массива Нехбет, Ресургем, Система Дельты Павлина, год 2551-й.
Надвигалась бритвенная буря. Силвест стоял на краю раскопа и думал: переживут ли плоды его трудов эту ночь? Территория археологических раскопок представляла собой ряд глубоких шурфов квадратного сечения, разделенных крутобокими холмами извлеченной земли. Шурфы закладывались по классической сетке Уиллера. Они уходили вглубь на десятки метров и были обтянуты тканью из гипералмазных нитей".
Что я хотела этим сказать. Раньше не придавала значения, но сейчас стала замечать, что авторы без "предварительных ласк", извините за выражение, взяли моду с первой же страницы вываливать на читателя весь массив информации. А пометки перед главой, вроде "галактика такая-то, планета такая-то" напоминает дурной тон у писателей фентези - козырять выдуманными названиями и обязательно карту мира на форзац налепить.
Но так принято, а если не нравится - вали и не тошни. То есть, в чём "твёрдость" этой НФ? В том, что автор выдумал новый слова и пуляет ими в каждом абзаце? Это надо глоссарий создавать для каждой книги, ей Богу... Конечно, дальше по ходу сюжета нам МОЖЕТ БЫТЬ объяснят все эти термины (но чаще всего объяснения в следующей книге ищите).
И может показаться, что я открыла несколько книг, прочитала по главе и начала нудеть "фуууу, я ничего не понимаю - книга плохая!". Нет. Меня поражает упорство, с которым сотни авторов (известных и начинающих) придерживаются этой структуры построения сюжета. Даже если это не самая удачная структура. И при этом часто забивают на драматургию и развитие персонажей.
Автор пихает в произведение десятка два героев, которые приключаются по всей Вселенной, но всё, что нам о них известно - это капитан, вот это старпом, это повариха, это проститутка. Ах да, у проститутки чёрные волосы, малиновая чёлка и губы "птичкой". Я должна сопереживать ей, потому что её жизнь толкнула на панель? Или за малиновую чёлку сопереживать?
Экспозиция и предыстория персов если и есть, то она больше напоминает перечень пунктов из биографии, которую на каждого персонажа автор пишет для себя "в стол". "Отец его бил, поэтому он убежал из дома, скитался в трущобах, воровал, пока его не приютил старик и не воспитал из него личность". Ну, хорошо, это уже что-то. Но недостаточно написать это. Нужно показать читателю. Но в итоге у нас есть фолиант с выдуманными умными терминами и архетипичными болванчиками героев.
Уф, нагнала духоты, да? Единственный пример (из прочитанного, разумеется) который можно привести, где автор адекватно сплетает линии нескольких персонажей и насыщенный мир - "Гиперион" Дэна Симмонса. Да, выдумал всякой чухни. Но было интересно. Там был совсем противный старый козёл, которого интересовала выпивка и дэвушкы. В жизни с таким познакомиться не захочешь, но как персонаж он получился живой и любопытный - потому что ведет себя как человек и ты этому веришь.
Так, снесло меня немного не туда под конец... Видимо наложилось моё личное раздражение и опыт, как положительный так и негативный, от создания персонажей.
В январе нового года нас ждёт новое фантастическое фильмо с Робертом
Какой он интересный и симпатичный стал с возрастом))
Это экранизация книги "Микки 7" за авторством Эдварда Эштона. Скачала, читаю, неплохо.
По духу такая саркастичная космическая чернуха, без излишеств, но и с типичными уже американскими приколами, в стиле "ой, он сдох, ну и в топку"/"ой, руку ему оторвало, хорошо полетела!".
Не скажу, что я фанат такого жанра, но не так много выходит полнометражной трагикомичнокосмичной фантастики, чтоб пропустить мимо.
Комментарии (25)
04:34 12.10.24
22:03 11.10.24
07:24 11.10.24
21:48 09.10.24
21:42 09.10.24
21:36 09.10.24
19:48 09.10.24
19:40 09.10.24
19:19 09.10.24
09:14 09.10.24
09:04 09.10.24
01:10 09.10.24
13:52 06.10.24
12:15 06.10.24
13:48 05.10.24
13:45 05.10.24
11:15 05.10.24
11:07 05.10.24
11:05 05.10.24
11:05 05.10.24
10:18 05.10.24
22:28 04.10.24
16:49 04.10.24
16:47 04.10.24
16:15 04.10.24